С 1900-х годов и до 30-х годов XX века на Невском проспекте д.54 располагалось фотоателье знаменитой династии Булла.
Карл Булла, основатель этого ателье, снимал и «улицу», и будни императорской фамилии, и рабочие окраины, и официальные церемонии даже тогдашних бомжей.
Знаменитый тогда «Русский фотографический журнал» так писал о мастере:
«Всегда подготовлен к выезду и отправляется по приглашению, куда бы то ни потребовалось. Снимает всё, не стесняясь помещением, везде и всюду, как днем, так и во всякое вечернее время — при своем искусственном свете. Портреты с умерших, группы во всяком составе, внутренние обстановки комнат, зал, выставок и т.п. Всякие архитектурные предметы, как внутренние, так и наружные фасады, дома, фабрики, мастерские с рабочими, машины, железные дороги, памятники, магазины, виды и проч. Различные сцены и типы, снимки с древних и старинных предметов, открытие и освящение зданий, юбилейные торжества и мн. другое. Моментальные снимки спорта всякого рода, с лошадей, собак и других животных».
Фотоателье на месте нынешнего музея было создано примерно в 1850-е годы. Первый его хозяин его — Карл Людвигович Кулиш. Первоначально фотоателье имело вот такое длинное название: «Фотография Кулиша в Петербурге на Невском проспекте против Александрийского театра в доме Демидова № 55».
Демидов — это хозяин всего дома, а № 55 — вероятно, еще до перенумерации домов 1858 года.
В 60-х годах владелец сменился — ателье выкупил фотограф-итальянец Иван Бианки. Он в числе первых фотографировал город, работая в жанре репортажной съемки.
И лишь ориентировочно в 1906 году владельцем фотоателье стал Карл Булла, которому помогали сыновья Александр и Виктор.
Но эту семью тоже не обойдут стороной социальные потрясения — в 1928 году Александр Булла будет арестован и отправлен в ссылку на Соловки, а спустя 10 лет как доносу как бы своего коллеги по фотоателье Виктор Булла будет приговорен к расстрелу.
По воспоминаниям, при аресте многие негативы из семейного фотосалона были уничтожены: «Тайная полиция пришла к нам в квартиру и вывернула всё. Из всех шкафов выкинули стеклянные негативы. Многие из них были дореволюционными. Когда всё лежало на полу, они в тяжёлых сапогах исполняли какую-то дьявольскую пляску, уничтожая бесценные фотографии».
Сейчас на Невском фотоателье стало музеем — старинная мебель, экспозиция работ мастера, фототехника тех времен, цветы. Консервация времени.
Во время съемки Карл Булла позволял себе общаться с клиентами, делиться байками и новостями, шутить. Таким образом, он был одним из первых фотографов, работавших по принципу «снимать, не дожидаясь, когда все приготовятся».
Ощущение того, что «фотография ловит момент, перед тем как он исчезнет» не покидало меня до самого окончания осмотра экспозиции.
На стенах многочисленные работы мастера. Некоторые из них весьма задорны и провокативны.)
Очень даже провокативны )
В музее есть выход на смотровую площадку (балкон) с видом на Невский Проспект, Гостиный двор, Екатерининский сквер, Российскую библиотеку и Александринский театр.
Во время реконструкции был восстановлен стеклянный купол. С четвертого этажа открывается прекрасный вид на город.
Кстати, на Садовой улице до сих пор проложены рельсовые пути (их не демонтируют), хотя по ним не ездят трамваи.
Ты, в коричневом пальто,
я, исчадье распродаж.
Ты — никто, и я — никто.
Вместе мы — почти пейзаж.(с)
Так вот, если вдруг окажетесь неподалеку от музея, загляните, — экспозиция весьма скромная, но абсолютное погружение в эпоху. И есть возможность полюбоваться городом со смотровой площадки.