Эксперты не прогнозируют снижения турпотока в Краснодарский край на фоне ограничений на полеты. По мнению участников рынка, в зависимости от продолжительности этих ограничений и в целом ситуации в мире количество желающих отдохнуть на курортах региона в 2022 году может составить от 17 до 21 млн человек.
Ранее власти Краснодарского края рассчитывали, что курорты Кубани в 2022 году примут не менее 17 млн туристов. По итогам прошлого года в регионе побывали 16,5 млн отдыхающих.
Традиционно высокий курортный сезон в Краснодарском крае стартует в мае. По данным на начало апреля на летний период уже было забронировано более 50% номерного фонда на Черноморском побережье и около 30% – на Азовском.
В краевой администрации информировали, что летом в регионе будут открыты 10,7 тыс. объектов размещения общей вместимостью 257 тыс. номеров. Более 80 отелей и гостиниц работают по системе «Все включено». С 1 июня для жителей и гостей откроют 547 пляжей Азово-Черноморского побережья, которые будут иметь единый архитектурный облик.
Когда логистика не помеха, а Крым – не конкурент
Как отмечает член президиума альянса турагентств РФ, генеральный директор сети «Розовый слон» Алексан Мкртчан, в зависимости от того насколько долго будут длиться ограничения на полеты в аэропортах Юга России, будет зависеть статистика туристического потока на курорты региона в 2022 году по сравнению с пошлым годом.
«По самому пессимистичному сценарию, аэропорты Краснодара, Анапы и Геленджика не откроются к началу летнего сезона – в этом случае в регионе в этом году будет около 17 млн отдыхающих. При оптимистическом сценарии, если аэропорты заработают на майские праздники или сразу после, можно было бы ожидать не менее 20-21 млн туристов в этом году», - поделился мнением эксперт.
По словам Алексана Мкрчана, в первую очередь, прогнозируется увеличение турпотока в Сочи, что вполне объяснимо, так как в городе-курорте работает аэропорт, и многие жители Сибири, Дальнего Востока будут предпочитать это направление.
«Сейчас жители дальних регионов нашей страны, к сожалению, лишены возможности лететь по воздуху в Краснодар, Анапу или Геленджик. Поездку в эти города будут выбирать жители тех регионов и городов страны, откуда до них можно добраться либо автомобильным путем, либо железнодорожным путем в радиусе 2 -3 тыс. км – это то расстояние, которое люди более-менее терпимо преодолевают на автомобиле или на поезде. Жители остальных регионов и городов, что находятся восточнее Новосибирска, скорее всего выберут Сочи», - отметил гендиректор сети «Розовый слон».
Эксперт добавил, что сейчас наблюдается некоторое сокращение по бронированиям в Туапсинском районе и Геленджике, куда нет прямого ж/д сообщения.
«Во многие пункты Туапсинского районе тоже нельзя попасть ж/д путем, поэтому здесь мы видим некоторое проседание и по ценам, и по бронированиям. Анапа в этом плане выглядит выигрышней, так как и в Новороссийск, и в Анапу можно попасть ж/д путем – это действительно удобно, не все люди отдают предпочтение автомобильному транспорту», - говорит эксперт.
Он отмечает, что в Геленджике из-за закрытого аэропорта некоторые отельеры уже начали снижать цены на майские праздники на 10%-15% по сравнению с прошлым годом, однако другие продолжают держать цены, надеясь на скорое открытие аэропорта. Алексан Мкрчан не исключает, что к майским праздникам, в случае сохранения ограничений на полеты, отельеры этого города-курорта могут снизить цены на проживание еще больше.
«В Анапе пока цены остаются на прежнем уровне, потому что в город-курорт можно попасть и ж/д транспортом. Что касается Сочи – здесь цены растут как на дрожжах и уже превышают прошлогодние на 20%, и это не предел. Мой совет тем, кто задумывается об отдыхе в Сочи в августе, особенно в первой половине сентября – не откладывать бронирование и сделать это в апреле, а еще лучше, если это сделано уже заранее», - поделился эксперт.
По словам руководителя первого уполномоченного агентства компании Tez Tour в Краснодаре Людмилы Глумаковой, сейчас бронирование на курорты Краснодарского края идет активно.
«Курорты нашего региона бронируются хорошо, но взрывного спроса нет. Жители регионов страны хорошо к нам едут, у многих были давно забронированы путевки. Также есть часть отдыхающих, которые перенесли свои зарубежные поездки на наши внутренние направления. В Краснодарском крае есть из чего выбрать, плюс не забываем про действие кэшбека, который захватывает и июнь месяц. У нас и в прошлом году было все с турпотоком хорошо, даже несмотря на такие моменты, как резкое введение QR-кодов. В этом году, судя по общей тенденции, туристы будут к нам ехать, людям нужен отдых, особенно это касается жителей дальних регионов», - отметила Людмила Глумакова.
Эксперт также не видит предпосылок того, что из-за изменившейся логистики в связи с ограничением на полеты в аэропортах юга России многие туристы станут отказываться от отпуска.
«У нашего клиента из Якутска была забронирована поездка на кубанский курорт, он приобрел субсидированные билеты в Москву. Потом он должен был вылететь в Краснодар. Да, рейсы в столицу Кубани сейчас отменили, но он выбрал приехать поездом, ведь железнодорожное сообщение у нас никто не отменял. На этом примере мы видим, что у жителей тех регионов, с которыми наше агентство работает, сохраняются долгосрочные планы на отдых, и они стремятся к их осуществлению», - рассказала руководитель турагентсва.
По мнению эксперта, многие отдыхающие не видят проблемы в том, чтобы использовать альтернативные авиасообщению варианты – автомобильный и железнодорожный транспорт.
«В сложившихся условиях очень много возьмет на себя сочинский аэропорт, а оттуда добраться можно в любую точку, пусть не всегда есть прямое ж/д сообщение, например, в Геленджик, но при желании все можно решить», - отметила Людмила Глумакова.
Она добавила, что альтернативой ж/д и автобусу в некоторых случаях может стать и морское сообщение. Так, например, с 1 мая 2022 года пассажирский скоростной катамаран «Грифон» планировали запустить по маршруту Сочи — Сухум. Теплоход «Комета» будет курсировать между Новороссийском, Сочи и Геленджиком.
По мнению Алексана Мкртчана, из-за сложившихся ограничений многие жители более дальних регионов и городов страны будут все-таки предпочитать Крыму Краснодарский край.
«На мой взгляд, сейчас Крым нам не конкурент. Например, жителю Краснодара проще потратить 2-3 часа на дорогу в Анапу или Туапсинский район, нежели ехать минимум 8 часов в Ялту. Возьмите жителей ближайших городов Ставрополь, Ростов-на-Дону, Воронеж, если раньше многие из них улетали прямым рейсом в Симферополь, то сейчас такой возможности нет», - сказал он.
По мнению эксперта, Крым может привлечь туристов в случае снижения цен на проживание, что компенсирует излишние затраты на дрогу в связи с ограничениями на полеты.
«Если Крым предложит цены ниже анапских на 10%-15% то, думаю, люди закроют глаза на то, что они тратят больше времени и денег на дорогу и посмотрят в сторону крымских курортов», - считает Алексан Мкртчян.
Зарубежные направления
По словам руководителя первого уполномоченного агентства компании Tez Tour в Краснодаре Людмилы Глумаковой, сейчас не наблюдается большого количества отказов на зарубежные туры, которые были забронированы на июнь-август 2022 года. Отказы происходят в единичных случаях, так как у планирующих такой отпуск благодаря выгодным условиям бронирования есть возможность подождать, как будет развиваться ситуация. Однако на туры, даты вылета которых уже подходят, туристы изучают альтернативу.
«У туристов, бронировавших зарубежные направления, есть возможность ждать возврата средств или же перенести тур на наши внутренние направления. Это часть высвободившегося рынка, которая в силу обстоятельств вынуждена поехать отдохнуть у нас, пустым побережье точно не останется», - отметила эксперт.
Она также добавила, что туры раннего бронирования по зарубежным направлениям пересчитывают с учетом доплат по прежним ценам в условных единицах.
«Это не значит, что турист покупал путевку за 1 тыс. условных единиц, а сейчас смотрит на сайт и она стоит, допустим, 2 тыс. условных единиц. Все, кого бронировали тогда, их пересчитывают с учетом доплат по прежним ценам», - отметила эксперт.
Людмила Глумакова при этом отметила, что не всегда предложения от туроператоров, которые специализируются на зарубежных направлениях, конкурентоспособны с операторами, занимающимися только российскими направлениями. «У туроператоров, работающих по российским направлениям цены соответственно ниже, чем у зарубежных туорператоров», - заключила эксперт.
Татьяна Баранова