Алчная душа всем злым делам начало.
Иоанн Дамаскин.
Новелла "В море" Ги де Мопассана настолько перегружена натуралистическими деталями и морализаторством на социальную тему, что едва ли напоминает классическую новеллу, к которой обычно тяготеют почитатели этого жанра. Поэтому, вместо новеллы сегодня на канале получилась короткая зарисовка из сурового рыбацкого быта Нормандии.
В основе новеллы лежит непреложная (на первый взгляд) истина: "деньги портят человека". Она, как и всякая истина, имеет контристину: "деньги облагораживают человека и делают его добрее". О ярком случае возможности проявления подобных утверждений наш сегодняшний СЮЖЕТ.
Владелец рыболовного судна Жавель -старший вместе с судном и со всей командой погиб в кораблекрушении. Но это не просто очередной свежий покойник из числа рыбаков, коим в море несть числа. Это тот самый "Жавель, который брат однорукого". Отныне его будут поминать именно так. И вот почему.
Жавель-старший был опытным рыбаком и владельцем рыболовецкого баркаса, на котором выходил в море на промысел со своей командой. Это был трудный и опасный бизнес в те времена. Жизнь человека целиком зависела от моря и погоды. И вот, в одном морском походе, он, опытный капитан и удачливый рыбак, попал в сильный шторм. Жавелю-старшему благодаря правильному лавированию тогда удалось не только спасти шхуну и сохранить команду, но и напасть на богатый улов.
Однако, судьба любит посылать испытания на прочность закалённым людям. В то время, когда рыбаки забрасывали сеть, младшему брату Жавеля, работавшему на брата, намертво защемило руку между бортом и канатом. Моментально встал естественный вопрос о спасении человека. И всё было бы нормально, если бы сразу обрубили канат. Младший Жавель отделался бы лёгкой травмой. Но это означало потерять весь улов и сеть стоимостью в полторы тысячи франков. Колоссальные деньги для капитана Жавеля. Но ведь рука, человек, брат!.. Но ведь огромные деньги за невод, потеря большого улова, оплата простоя команды!..
И тогда Жавель-старший включает в голове бизнес-план. Он умело лавирует на волнах, ставит баркас в такую позицию, которая позволяет младшему брату вызволить уже не руку, а то, что от неё осталось. Это кровавое мессиво, перетёртое между бортом и канатом. Поскольку пристать к берегу из-за сильного шторма несколько дней после этого происшествия было невозможно, у младшего Жавеля начинается гангрена. Пострадавшему приходится самому в жутких мучениях отрезать себе от предплечья изувеченную часть руки. Обрубок он засаливает в бочке, а на берегу с почестями его хоронит. Жавель-младший в море больше не ходил. Он смог получить скромную должность на берегу, где ему скромно платили. Так и перебивался.
Однако, посмотрим за горизонт, если уж мы в море. Что мы там увидим? Отсутствие руки позволило младшему брату остаться в живых в то время, как вся команда во главе с его старшим братом погибла. Впоследствии о своём несчастье Жавель говорил тихо и мало. Но это не влияло на вывод, который он делал. Именно старший брат был виновен в случившемся и должен был отвечать за его благополучие, поскольку держался за своё добро больше, чем за жизнь и здоровье человека. Родного брата!
Конечно, сомневаться в этом выводе не приходится. Жавель-старший был смелым человеком, опытным моряком, трудягой. Своё не столь уж большое состояние он честно и тяжело добывал опасным трудом. Как же он мог так очерстветь, что, глядя на невыносимые страдания родного брата, рискуя его здоровьем и жизнью, думал о своём "бизнесе"?
Думается, что вместе с ним в этом виновата его тяжёлая жизнь, целиком состоящая из непосильного труда. Человека создают обстоятельства. Вернее, они тоже.
А что же команда? Моряки, готовые немедленно рубить канат, были остановлены единственным окриком своего хозяина. И никто из них не решился ослушаться. Почему? Тоже обстоятельства? В таком случае, их жалость была бесплатной. А человеколюбие - простой формальностью.
Очевидно, что в этой истории проступок одного человека сгубил не одну жизнь. Алчная душа всем злым делам начало. Не могу сказать, что этот сюжет заставляет задуматься о жизни. Нет. На самом деле он вынуждает возненавидеть жизнь, в которой человек обречён выбирать между "что такое плохо" и "что такое очень плохо". Не дай бог оказаться перед таким выбором. Не потому, что выбирать между сетью с рыбой и жизнью человека сложно. Сложно принять такую жизнь, в которой надо это делать.
Как считаете?