Иероним Босх - «Искушение святого Антония»
К Антонию в свое время уже обращался и Сальвадор Дали. Антоний- старец, он лишил себя всех радостей земной жизни и ушёл в тотальную аскезу, питался водой хлебом и постоянно молился. Его любовь к Господу удивляла и восхищала многих. Подвиг Антония раздражал дьявола, после чего он пожаловал к нему в пустыню. Первое, чем искушал дьявол Антония - чувственные удовольствия, блюда, вино, обнаженные красавицы. Второй соблазн- власть и деньги, чины и посты. Но Антоний устоял. Третье искушения было страхом, в пустыню дьявол направил бесов и чертей. Но Антоний устоял, тогда дьявол отступил.
Картина представлена в виде триптиха, читать ее нужно как книгу слева направо. На левой части изображён бездыханный Антоний, его несут двое монахов. Внешность одного из них похожа на автопортрет самого Иеронима Босха. Рядом птица, пожирающая своего птенца - родитель, убивающий своё дитя. В нижней части очень интересный персонаж: ключ, перевёрнутая воронка на голове,вместо ушей крылья стрекозы, на ногах коньки, а в клюве бумага, на которой написано слово «свинья». Левая створка символизирует чувственный соблазн. Это олицетворение хауса и обмана. Сверху изображён «человек-кабак», его тело срослось с трактиром. Он стоит на корточках и не в силах подняться-карикатурное изображение пьяницы. Возможно, письмо с надписью «свинья» адресовано именно ему. Сверху Антония поднимают в небо ужасные монстры, черти и летающие рыбы. Он молится, ведь, только молитва может его спасти. Кругом бушует карнавал безумных существ.
На правой створке Антоний читает Священное писание. Стол накрывают обнаженные люди, на нем кувшин с вином и образы чревоугодия. Босх подчёркивает мотив обжорства. Внизу персонаж «живот на ножках» или «колобок», в него воткнут нож. Рядом с Антонием - дева, она стоит обнаженная и зазывает его. Сверху пара сельских жителей летит на рыбе по своим делам. Вдали виднеется город.
Итак, центральная часть. Карнавал и чёрная месса, все славят дьявола. В центре картины Антоний, он стоит на коленях возле разрушенной часовни, в глубине виднеется распятие Иисуса. Антоний просит его защиты и молится. Рядом с ним женщины накрывают на стол, у них очень странные головные уборы и одежда. Где же сам дьявол? Босх на своих картинах любил изображать дьявола в образе чернокожих. И правда, рядом со столом темнокожая женщина. Дьявол может принимать любое обличие, как и Бог. У дьявола в руках блюдо, на котором сидит маленький человечек - это гомункул. Сама возможность появления такого человека отрицает всевозможные божественные догмы. Здесь происходят ужасные вещи, монстры, твари, гигантская клубника. В средневековой символике именно клубника является образом порока. На картине из неё выходят страшные существа. Вдали виднеется город в пожаре. Справа картины виден человек, вшитый в селезня. Чуть выше - чёрная богоматерь, она похожа на чеснок, держит в руках ребёнка- антихриста. Это карикатуризация образа девы Марии. Рядом с ней лошадь, задняя часть которой, изображена в виде кувшина.
В этой картине Босх предсказал новую форму головного убора. Изображён мужчина 18-19 века, напоминающий образ Пушкина, в цилиндрическом головном уборе. В 16 веке таких шляп не было.
Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, которому неколебимая твёрдость веры позволяет противостоять натиску врагов — Мира, Плоти, Дьявола.