Сегодня мы рассмотрим картину, удерживающую второе место в соревновании самых больших картин художников России. Художник посвятил ей большую часть своей сознательной жизни и, закончив свой монументальный труд, вскоре умер. Картина на библейский сюжет, что в преддверии Пасхи тоже особенно актуально.
1830 год, петербургская Академия художеств отправляет своего выпускника, Александра Иванова на стажировку в Италию, причем с достаточно сложным заданием - написать картину на евангельский сюжет. Сам будучи сыном художника, Иванов быстро освоил академизм, который был главенствующим жанром в живописи того времени. В его основе были классические античные сюжеты. Однако в работе всей своей жизни художник отошел от идей академизма, за что современники его попрекали. Но давайте обо всем по порядку.
Поначалу художнику нужно было изучить памятники итальянского искусства, затем он должен был сделать копию с фрески Микеланджело "Сотворение Адама" и только после всего этого он должен был начать собственное творчество. Сначала Иванов решает попробовать написать картину на другой библейский сюжет и в 1835 году заканчивает ее, а на следующий год картина прибывает в Санкт-Петербург, где получит высокие оценки от специалистов, а ее автору присвоят звание академика. Однако сам Иванов относительно этого звания напишет следующее: "Как жаль, что меня сделали академиком, мое намерение было никогда никакого не иметь чина. Но что делать, отказаться от удостоения — значит обидеть удостоивших".
Вдохновленный успехом, Иванов начинает свою работу, которая растянется на долгие 20 лет, в течение которых художник уйдет в работу с головой. Он практически жил своим творением, подолгу просиживал в окрестностях Рима, в поисках "палестинских" пейзажей там (в поездке в Палестину ему отказали), искал образы в местных храмах и на лицах прихожан. Сделал несколько сотен набросков, эскизов и этюдов в поисках идеальных форм и выражений. В 1838 году в Риме художник знакомится с Гоголем, который неоднократно будет отмечать в своих письмах самоотверженность и преданность делу Иванова:
Он не только не ищет профессорского места и житейских выгод, но даже просто ничего не ищет, потому что уже давно умер для всего в мире, кроме своей работы.
Долгие годы аскезы, жизни на грани бедности и в тоже время тяжелого упорного труда в итоге стали подрывать здоровье художника - у него падало с зрение, он даже сам считал свое полотно "не вполне оконченным". Впрочем Иванов всегда был идеалистом, во многом поэтому написание картины растянулось на такой долгий срок. Наконец в мае 1858 года художник вместе с работой всей своей жизни отправляется в Россию на корабле. Картина таких гигантских размеров не помещалась в трюме, поэтому она находилась прямо на верхней палубе корабля. В Марселе картина "пересела" на поезд и железной дорогой была доставлена в Киль, где снова "пересела" на военный пароход, который и доставил ее в Петербург. Там она вместе со всеми многочисленными этюдами и будет представлена публике.
Автор картины после 28 летнего отсутствия тоже вернулся в Петербург. Но не всем пришлась картина по душе, нашлись и ее критики, чем расстроили художника, здоровье которого к тому времени и так уже оставляло желать лучшего. В добавок к этому император медлил с обещанной покупкой картины, Иванов все больше нервничал и в итоге слег и умер от холеры. В тот же день пришло известие от Александра II, что картину покупают, а ее автору жалуют орден Святого Владимира.
Давайте же подробно рассмотрим картину и персонажей, на ней изображенных. Размер картины 7.5*5.4 метра, что делает ее второй по площади картиной из всех, написанных русскими художниками.
Иоанн Креститель
Возможно здесь показан момент, который описан в Евангелии от Матфея, когда Иоанн Предтеча произносит "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем". Хотя Николай Гоголь писал, что "Предтеча взят именно в тот миг, когда, указавши на Спасителя перстом, произносит: „Се Агнец, взъемляй грехи мира!“ И вся толпа, не оставляя выражений лиц своих, устремляется или глазом, или мыслию к Тому, на которого указал пророк".
Апостолы
Рассматривать будем их слева направо. Нафанаил (Варфоломей) - о котором сам художник писал "его хотя и не было тут в самом деле, но вольность художника в этом случае должна пересилить педантическую точность, тем более, что я уверять никого не хочу, что это именно Нафанаил. Он, кажется, тут будет делать противоположность между живым чувством трёх других учеников Иоанна". Речь идет о том, что изначально у Иоанна Крестителя было 4 ученика, которые последовали за Христом и Нафанаила среди них не было. За ним идет Андрей Первозванный. Следующий апостол, который как бы прислушивается - вероятнее всего Петр, хотя сам автор картины писал следующее: "Сзади Иоанна [Крестителя] — ученики его, из которых некоторые были впоследствии Христовыми. Петра тут не было". Самый молодой с рыжими волосами - Иоанн Богослов, единственный из всех апостолов умерший естественной смертью. Интересную деталь можно заметить на этом фрагменте - вдали, в тени деревьев изображены скорбные верующие люди, которые смотрят вверх, на Христа.
Люди, выбирающиеся из воды
Искусствоведы утверждают, что старик тут - это аллегория на Израиль до пришествия Христа, а юноша - на тот же Израиль после его пришествия, это образы обновления веры с прибытием Иисуса. Любопытно то, что в воде отражается красная одежда старика, хотя на самом деле она светло-серая. Объяснение этой ошибки вы найдете в конце статьи.
Раб
Человек с зеленым лицом и веревкой на шее - раб, прислуживающий господину. Считается, что лица рабов специально вымазывали прочной краской, чтобы усложнить их возможный побег. Любопытно, что Гоголь советовал другой образ раба, который остался в этюдах художника - бритого, одноглазого и с клеймом на лбу, но художник решил иначе.
Обернувшийся человек
Считается (хотя сам Иванов об этом нигде не писал), что в этом образе художник увековечил своего друга и соратника, который помогал ему в Италии. В том числе и финансово - вот что писал Гоголь своему другу М. Виельгорскому: "Сделайте так, чтобы не только было выдано Иванову то нищенское содержание, которое он просит, но еще сверх того единовременная награда, именно за то самое, что он работал долго над своей картиной и не хотел в это время ничего работать постороннего, как ни заставляли его другие люди, и как ни заставляла его собственная нужда. Не скупитесь! деньги все вознаградятся".
Путник
В этом страннике художник изобразил самого себя. Этот метод любили использовать мастера итальянского Ренессанса. Этот же прием использовал Карл Брюллов, который писал свою самую знаменитую картину тоже в Италии.
Как и обещал, объясняю ошибку художника, которая закралась в его работу. Для этого приведу эскиз к картине, который хранится в Русском музее. Как видите одежда на старике, который выбирается из воды красная, соответственно и отражение в воде корректное. А вот в своем эпическом полотне художник решил поменять цвет одеяний старика, но вот отражение в воде забыл изменить. В остальном эскиз похож на окончательный вариант картины, хотя некоторые отличия все же есть, думаю внимательный читатель их найдет. Напишите в комментариях, какие отличия вы смогли найти.
Закончу, пожалуй, словами Ивана Тургенева, написавшего о картине, которую увидел еще в Италии, следующее: "По глубине мысли, по силе выражения, по правде и честной строгости исполнения вещь первоклассная. Недаром он положил в нее 25 лет своей жизни. Но есть и недостатки. Колорит вообще сух и резок, нет единства, нет воздуха на первом плане (пейзаж в отдалении удивительный), все как-то пестро и желто. Со всем тем я уверен, что картина произведет большое впечатление".
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#история #живопись #русская живопись #религия #искусство #изобразительное искусство #библия #пасха #картины