Тема автопутешествий и караванинга в нашей стране становится популярнее с каждым днем. В нынешней ситуации спрос на автодома и жилые прицепы будет расти еще быстрее, поскольку возможностей поехать на отдых за границу у нас все меньше, а инфраструктура внутреннего туризма пока не настолько развита, как бы того хотелось.
Соответственно, путешествия на собственном автодоме становится все более привлекательным, но и тут есть свои нюансы, в первую очередь, связанные с финансовой стороной вопроса.
Позволить себе купить готовый автодом фабричного производства может далеко не каждый. Средняя цена на новый кемпер варьируется в районе 7-10 миллионов рублей, и даже подержанные экземпляры стоят очень дорого.
Выход остается только один, строить автодом своими руками, и сегодня я попробую ответить на вопрос, в какую же сумму обойдется подобное мероприятие. Рассматривать буду максимально экономичный вариант, но, как говорится, без фанатизма.
1. Фургон
Выбор подходящей базы под строительство автодома, пожалуй, один из самых сложных и ответственных моментов во всей истории.
Многие совершают большую ошибку, руководствуясь в момент выбора исключительно техническими характеристиками автомобиля. Конечно, расход топлива, надежность двигателя, ремонтопригодность узлов и агрегатов очень важны.
Однако не стоит забывать, что фургон вы покупаете для путешествий, а значит, одним из главных параметров при выборе марки и модели фургона, должен быть комфорт во время движения.
За рулем вы будете проводить большую часть времени, и если после преодоления трехсот километров пути у вас будут затекать ноги и отваливаться спина, путешествовать на таком автодоме вам вряд ли понравится. Это уже будет не отдых, а мучение.
Мне неоднократно в комментариях писали, чтобы я купил ГАЗ-66 и переделал его в автодом. Мол машина надежная, проходимая и недорогая, что еще надо?
Но, видимо, мало кто из советчиков хоть раз в жизни сидел за рулем подобной техники. Пока на ней доедешь до первого места стоянки, уже никакого отдыха не захочется.
Если брать стандартный вариант, то чаще всего в качестве базы для автодома кастомайзеры выбирают: Мерседес Спринтер, Фиат Дукато, Ситроен Джампер, Форд Транзит.
В среднем, подержанный фургон в приличном состоянии обойдется будущему владельцу в сумму 1-1,5 миллиона рублей. Думаю именно эту цифру примерно и нужно держать за основу.
2. Переоборудование
Это практически как ремонт в квартире. Разброс цен может быть настолько глобальным, что в зависимости от желаний и потребностей разница может составлять десятки раз.
Первым делом необходимо утеплить пол и стены. Многие считают это лишней тратой времени и средств, поскольку не планируют путешествовать в холодное время года. Однако это очень большая ошибка.
Вообще, термин "утепление салона" не совсем верный. Правильнее говорить "термоизоляция" фургона, и при такой формулировке все встает на свои места.
Летом такая термоизоляция вам очень пригодится. Салон будет в разы меньше нагреваться на палящем солнце, а значит, ночевать в автодоме будет комфортно.
Далее, переходим к обшивке пола, стен и потолка. На мой взгляд, для этой цели лучше всего использовать фанеру. Для пола можно взять износостойкую ламинированную, для стен и потолка облегченную влагостойкую.
Затем, нужно будет построить мебель. Использовать в качестве материала ДСП я бы крайне не рекомендовал. Такой материал тяжелый, непрочный, и со временем будет набирать в себя влагу. Идеальным материалом для мебели в автодом я бы тоже назвал фанеру.
Большой статьей расходов станет электрика. Потребуется провести свет по всей площади автодома, добавить розетки USB и 220 вольт, купить и установить зарядное устройство, дополнительный аккумулятор, солнечные панели, контроллер.
Также потребуется холодильник и в отдельных случаях проточный бойлер для подогрева воды.
Не обойтись без монтажа системы водообеспечения, а это тоже довольно внушительная статья расходов. Потребуется бак для воды, электронасос, бойлер и различные приспособления для душа. Впрочем, тут тоже можно сильно сэкономить, если не мудрить сложную систему, отказаться от стационарного душа и ограничиться обычным погружной насосом для раковины.
Если попробовать подвести итог и усреднить расходы, то получится примерно следующая картина:
- Утепление автодома - от 25 тысяч рублей
- Чистовая отделка салона - 40 тысяч рублей
- Электрика - 100 тысяч рублей
- Водоснабжение - 20 тысяч рублей
ИТОГО: 185 000 рублей
Еще раз обращаю внимание, что это минимальная цифра. К примеру, один только холодильник в автодом может стоить 8 000, а может и 90 000. При этом оба будут компрессорными и одинакового объема.
Водный погружной насос стоит 1300 рублей, а проточный от хорошего европейского бренда обойдётся уже в 15 000.
Поэтому 185 000 рублей это минимальная сумма, с которой имеет смысл пытаться что-либо сделать. В среднем же переоборудование фургона будет стоить в районе 500 000 рублей.
3. Оформление в ГИБДД
Еще один важный момент, о котором ни в коем случае нельзя забывать. Переоборудовав фургон, вы неизбежно попадаете под формулировку о "внесении изменений в конструкцию ТС". А это значит, что все переделки нужно узаконить.
Сделать это не так просто, как кажется. Процедура сложная, требующая много времени, сил и средств.
Самый простой способ, обратиться в организацию, которая помогает уладить подобные вопросы. Стоимость в этом случае составит порядка 100-120 тысяч.
Второй вариант, попробовать пройти этот квест своими силами. Не уверен, что у вас получится, но прецеденты есть.
Ну и третий вариант, при переоборудовании сделать всю конструкцию быстросъёмной. Не во всех случаях это возможно, но при большом желании, и растущих откуда нужно руках, вполне реально. В этом случае это уже будет считаться как "перевозимый груз" и внесение изменений в ПТС не потребуется.
Итого, в итоге мы получаем, что построить автодом своими силами будет стоить порядка двух миллионов рублей. За эти деньги вполне реально получить добротный самодельный караван для комфортных путешествий.