Дети в любом возрасте нуждаются в признании своих достижений окружающими, и в первую очередь — родителями и учителями. Но ученые доказали, что стандартные фразы, например, — «Ты молодец!», вызывают обратный эффект. Они не позволяют в полной мере отразить отношение взрослого к свершению ребенка, а ребенку осознать свой успех. Какие слова лучше использовать в таких ситуациях, расскажем далее.
«Расскажи подробности»
Это одно из самых эффективных выражений, которое позволяет ребенку осознать успех и насладиться своим достижением. Подростки в этом случае с благодарностью передают свои эмоции, в подробностях рассказывают о собственных свершениях.
В отличие от стандартного выражения «Молодец!», приводящего беседу в тупик, «Расскажи поподробнее» стимулирует людей к диалогу. Такая тактика дает возможность высказаться и почувствовать момент успеха. Кроме того, задавая открытый вопрос, вы позволяете ребенку самому определять, чем стоит делиться, а чем — нет.
«Наверное, ты чувствуешь…»
Такая фраза дает возможность ребенку обратиться к своим эмоциям, еще более полно осознать, как повлиял на него успех. Иногда, сделав собственное предположение, можно помочь подростку понять собственные чувства и выговориться.
Например, ребенок получил призовое место в олимпиаде, к которой упорно и долго готовился. Учитель может сказать: «Молодец!». И такая фраза сразу же ставит школьника в тупик, не дает возможности для дальнейшего диалога. Если же вместо этого произнести: «Я знаю, как ты трудился. Наверное, ты очень рад, что все так прошло?», подросток начнет рассказывать о своих чувствах, делиться эмоциями.
Дети и тинэйджеры очень позитивно реагируют на выражения, которые позволяют развивать собственное эмоциональное восприятие. Предполагая, подсказывая различные чувства и ощущения, вы помогаете ребенку разобраться в них. Иногда дети могут поправить или уточнить предположение преподавателя и это еще лучше. Значит подросток разобрался в своем эмоциональном состоянии.
«Как ты это сделал?»
Очень важно в работе педагога — сделать так, чтобы ученики осознали модель поведения, которая приводит к позитивным результатам. Поэтому, когда у ребенка получается добиться каких-либо целей, важно поинтересоваться, как он это сделал, что предпринял для достижения успеха.
Иногда подростки с удовольствием начинают описывать свои шаги, которые привели к таким результатам. Иногда — не могут сформулировать точную последовательность и говорят что-нибудь типа: «Наверное, задания были слишком простыми». Во втором случае лучше задать дополнительные вопросы, которые позволят осознать собственную роль в произошедшем.
«Я рад/рада…», «Я ценю…»
Ребенок должен чувствовать свою значимость и понимать, что его старания ценятся. Поэтому, нужно обращать внимание на таланты и стремления учеников. Если сказать школьнику: «Я рад, что ты помог мне проверить контрольную работу. Спасибо!», это стимулирует проявлять себя и других детей.
При этом важно хвалить ребенка не за его ум или природные качества, а за старания и усилия, которые он прикладывает для выполнения задания. У всех ребят различные способности. Кому-то учеба дается легко, а кому-то нет. Поэтому важно стимулировать стремление ребенка к познанию.
Важно, чтобы похвала не содержала сравнений. Нельзя сравнивать достижения и результаты одних учеников с успехами одноклассников. Это приводит к обратному эффекту и может стать причиной конфликта между сверстниками.
Почему детей нужно хвалить?
Зачем вообще хвалить детей? Психологи считают, что для этого существует несколько причин:
- Похвала создает доверительные взаимоотношения. Позитивная реакция взрослых (родителей, учителей) заставляет ребенка понять, что его ценят, переживают о его поступках, всегда готовы оказать помощь.
- Похвала заставляет поверить в свои силы. Одобрение позволяет ребенку осознать свою сопричастность в достижении успеха, формирует нормальную самооценку.
- Похвала содействует мотивации. Если на пути к достижению цели что-то не получается и окружающие начинают критиковать за это, очень часто опускаются руки. Поэтому важно поддержать подростка, похвалить его за небольшие достижения и тем самым стимулировать к дальнейшему развитию.
Таким образом, похвала — важный элемент в становлении личности ребенка и его самосознания. Но хвалить нужно правильно: так, чтобы подросток смог осознать свой успех и собственную роль в его достижении. А какие способы похвалы используют ваши учителя и родители?
👉 Бесплатная консультация со специалистом по профориентации и демо-доступ к платформе онлайн-школы по ссылке здесь
#школьное образование #дети и родители #обучение детей #полезные советы #школа #образование #психология