В этом году в республике запустят два завода по производству сжиженного природного газа. Его уже используют в сельскохозяйственной технике, а какие от этого плюсы и минусы - в материале KazanFirst.
- Совместно с технополисом «Идея» было подписано соглашение о создании СПГ кластера. Так что работы у нас с вами непочатый край, промежуточные итоги у нас все равно будут проводиться в рамках нефтегазового форума, который состоится в конце августа–начале сентября. Алла бирса у нас к этому времени будут запущены [заводы], и пойдет первая официальная партия СПГ с маркировкой made in Tatarsatan, - радостно сообщал помощник премьер-министра республики по вопросам нефтегазохимического комплекса Эльдар Адеев на круглом столе по развитию рынка газомоторного топлива в Татарстане.
Расшифровывается СПГ как сжиженный природный газ. Использовать его можно в качестве топлива для машин. Производить же его начнут две компании: «Востек» и «Газмпром СПГ технологии». Узнали, в чем же плюсы и минусы сжиженного природного газа по сравнению с компримированным природным газом (КПГ) и дизелем.
«По расходу топлива мы имеем практически в два раза экономию»
Директор ООО «МКТ Ак Барс» Айрат Фатыхов рассказал об эксплуатации техники на газу в сельском хозяйстве. В их компании используют 23 КАМАЗа на газомоторном топливе, в частности, 16 на КПГ и 7 на СПГ.
- Хочется отметить преимущества и недостатки автомобилей на КПГ. К преимуществам мы относим безопасность, экологичность, экономичность. Использование КПГ увеличивает межремонтный период работы двигателя, снижает затраты на ремонт и обслуживание транспортных средств, - перечислил он положительные аспекты и перешел к недостаткам. – Необходимость применения высокопрочных ёмкостей, а значит, транспортным средствам нужно больше пространства для хранения горючего. Также установка баллонов приводит к снижению грузоподъемности автомобиля.
Все машины на сжиженном природном газе «МКТ Ак Барс» купил в этом году – это КАМАЗ М1840. По словам директора, они ими очень довольны.
- Во-первых, транспортное средство не теряет свою грузоподъемность. В автомобилях КАМАЗ установлен китайский двигатель Weichai, который очень хорошо себя показывает в работе. Заправка двигателей происходит значительно быстрее, чем у КПГ. Экономичность: средний расход топлива на КПГ 55 куб. метров на 100 километров пробега – это 13 рублей 83 копейки на один километр. На СПГ 35 кг, получается, на один километр пробега 13 рублей 65 копеек. А на дизельном топливе у нас средний расход 42 литра на 100 километров, в деньгах это 22 рубля 50 копеек на один километр. Получается, по расходу топлива мы имеем практически в два раза экономию.
Фатыхов отметил, что сбереженные средства позволяют не поднимать цены на перевозки газовыми автомобилями, несмотря на рост стоимости запчастей. Тем не менее недостатки спикер назвал и у СПГ. В них входят отсутствие инфраструктуры заправок, высокая стоимость машин и их обслуживания.
- Дилерский центр по обслуживанию СПГ находится у нас в Набережных Челнах. И нам приходится его через определенный пробег гнать на техническое обслуживание, - посетовал он. – За три месяца наши автомобили проехали порядка 45 тысяч километров, то есть эксплуатация у них жесткая – по два водителя круглосуточно.
«Где достали земельные участки, там и будем строить эти Крио ТЗП»
О решении проблемы с инфраструктурой рассказал на встрече председатель совета директоров ООО «Газпром СПГ технологии» Алексей Кахидзе. Пока у них в Татарстане работает только одна заправка СПГ в селе Высокая гора, где обслуживают порядка 100 машин в день. В 2022-2023 годах компания планирует построить еще пять крио ТЗП (криогенный топливозаправочный пункт.
- По наличию земельных участков, к сожалению, не все так хорошо, как хотелось бы, поэтому где достали земельные участки, там и будем строить эти крио ТЗП, - поделился он. - Надеемся, что это будет достаточно для потребителя.
Колонки будут работать 24 на 7 с пропускной способностью около 300 машин в сутки. Также в России они откроют около 30 точек по сервису транспорта на СПГ.
Переходя к теме строительства завода по производству сжиженного природного газа, о котором мы упоминали в самом начале, Кахидзе проинформировал, что 19 марта там закончили пусконаладочные работы.
- По заводу теперь будем гонять газ какое-то время. После этого будет пробная отгрузка. Надеюсь, все будет в порядке. Я думаю, в течение этого месяца мы уже отгрузку сделаем, - прокомментировал он ход работ и добавил, что там смогут производить 1,5 тонны СПГ в час.
Заместитель директора Департамента газификации и маркетинга СПГ на внутреннем рынке ПАО «Новатэк» Александр Хрикулов, в свою очередь, рассказал, что они в Татарстане рассматривают места для строительства завода по сжижению природного газа.
- Мы обратились в Министерство промышленности с просьбой помочь нам в подборе соответствующих площадок, - добавил он.
Пока же у них есть в республике только одна криоАЗС в Набережных Челнах, однако компания также планирует построить еще две на казанской объездной дороге.