Доменное имя сайта — это адрес вашей компании в интернете. Благодаря нему целевая аудитория может найти вас, узнать среди множества других брендов, а остальные люди — понять, чем вы занимаетесь. К его подбору нужно подходить со всей ответственностью. Придумать уникальный, запоминающийся и простой домен не так просто, как кажется: иногда это требует полноценного мозгового штурма. Но если сделать все правильно, он может стать отличным маркетинговым инструментом. В статье мы поделимся основными рекомендациями, которые стоит учесть при создании или выборе домена.
Почему доменное имя так важно?
Домен является первым, с чем сталкивается интернет-пользователь, узнавая о вашем деле. Даже просто прочитав или услышав его, человек уже примерно представляет, что содержится на вашем веб-ресурсе. Дважды оказать первое впечатление не получится, поэтому стоит сразу озаботиться тем, чтобы домен легко запоминался, не вызывал сложностей при чтении и хотя бы косвенно отражал суть тематики.
Как мы сказали выше, от выбора доменного имени немало зависит и дальнейшее продвижение. Если добавить в него ключевые слова или название бренда, поисковые системы будут лучше ранжировать сайт, а пользователям будет легче его найти. К домену привязана вся СЕО-оптимизация: он набирает рейтинг в поисковой выдаче, обзаводится собственной репутацией, весом, авторитетом. Его нельзя просто сменить на другой. Подобный «переезд» отразится на эффективности веб-сайта самым прямым образом, ведь вам буквально придется раскручивать его заново. Даже если вы перенесете контент на освободившийся домен, уже обладающий хорошими показателями, его адаптация все равно займет много времени. Всех этих проблем можно избежать, если сразу грамотно подобрать имя.
Выберите зону регистрации домена
В названии домена есть несколько уровней, которые отделяются точками. Например, адрес my.ihc.ru является доменом третьего уровня, где «my» — это поддомен для личного кабинета, «ihc» — само название или корневой домен, а «ru» — доменная зона или домен верхнего уровня (TLD — top-level domain). Последние условно делятся на две группы:
● территориальные, т. е. обозначающие принадлежность определенному региону. Например, .ru для России, .kz для Казахстана, .ua для Украины, .by для Беларуси и т. д. Сюда же относятся зоны вроде .moscow или .msk.ru, которые используются для конкретного города/области.
● тематические, отражающие суть веб-ресурса. К примеру, .info применяют информационные порталы, .edu — образовательные учреждения, .name или .me подходят для личных блогов, сайтов-визиток. Таких TLD очень много, подобрать можно под любое поле деятельности.
Есть также зоны общего назначения (.com, .net, .xyz). Изначально некоторые из них создавались как тематические: например, в зоне .com регистрировались исключительно коммерческие объекты, а в .net — организации, связанные с сетевыми технологиями. Сейчас эти границы размылись.
Перед тем, как выбрать доменную зону, определите, что для вас важнее: указать место ведения своей деятельности или отразить тематику. Российским компаниям рекомендуется выбрать домен «ru», поскольку наши пользователи привыкли к нему больше всего, к тому же его легко запомнить.
Что может содержать домен?
Мы уже выяснили, что доменное имя является полноценным инструментом продвижения. Оно должно не только вам нравится, но и приносить пользу, включать в себя какую-либо отсылку на то, кто вы и чем занимаетесь. Для этого существует несколько способов. Они не лишены недостатков, однако могут помочь сделать домен эффективнее.
Название бренда
Самый очевидный путь — добавить в домен название компании. Это хороший способ повысить узнаваемость вашей торговой марки и продвинуться на первые позиции в поисковой выдаче по соответствующим запросам. Им пользуются все крупные бренды: Apple, Google, Samsung, YouTube, Яндекс и т. д. Как видно, при этом они вовсе не обязательно используют существующие слова, скорее наоборот. Придуманные благозвучные сочетания хорошо запоминаются, их легче воспроизвести по памяти, чем буквальные «VideoSite» или «VideoWebSite», которые нетрудно перепутать. Но в этом кроется и загвоздка: поначалу, когда у вас еще нет постоянной аудитории, такой метод малоэффективен. Никому не придет в голову вбивать в поиск незнакомое название.
Если же у вас популярная компания, зарегистрировать адрес с идентичным названием будет лучшим решением, хотя и здесь могут быть нюансы. Все зависит от сложности написания конкретного имени. Об этом мы поговорим чуть позже.
Аббревиатура или сокращение
Рабочий вариант для организаций, чье название слишком длинное или его трудно прочесть транслитом, — использовать сокращения. Чем меньше символов в доменном имени, тем проще человеку будет его запомнить, а это одно из главных требований при выборе домена для сайта. Например, так поступили HeadHunter (hh.ru) и Вконтакте (vk.com). Подумайте, можно ли сократить название бренда до аббревиатуры или каким-то образом уменьшить его длину без потери ассоциации.
Этот метод подходит не каждому проекту, поэтому не стоит насильно урезать смысловые части из существующего имени. Краткость является обязательным условием для домена, но механические сокращения могут запутать пользователя и родить на свет чудовищные непроизносимые сочетания.
Ключевые слова
Добавление ключей в домен сайта иногда воспринимается как махинация, но на самом деле это весьма популярный и эффективный способ продвинуть в поиске малоизвестную компанию. Поисковые системы не любят, когда доменное имя переполнено ключевыми запросами, это правда, но если использовать один основной (наиболее частотный) ключ, можно добиться хороших результатов. Разумеется, это сработает, только если контент на вашем веб-сайте действительно релевантен для пользователя. Например, если человек ищет торты на заказ, а ваш ресурс пусть и расположен на домене «zakaz-tortov.ru», но посвящен аренде бульдозеров, ему никогда не попасть в топ выдачи по такому запросу. Проект должен быть конкурентоспособен, иначе толку не будет.
В крайнем случае, ключевые слова могут стать отправной точкой для размышлений о том, какой домен выбрать для сайта. Все-таки ограничивать себя одним целевым запросом — не самый дальновидный ход, если вы планируете масштабировать бизнес и расширять спектр услуг.
Главные правила выбора доменного имени
Признаками качественного интернет-адреса являются уникальность, простота, запоминаемость и образность. Совместить их все удается редко, но стремиться к этому нужно. Имя должно выглядеть солидно, поэтому ни в коем случае нельзя располагать основной сайт компании на поддомене. Иначе вас ждут трудности с поисковой оптимизацией и доверием клиентов.
Определиться с тем, какой домен лучше выбрать, помогут несколько вопросов, касающихся сайта:
- Есть ли у него конкретная тематика?
- Ограничена ли целевая аудитория?
- Где будет вестись продвижение?
На основе ответов подобрать подходящий домен будет проще. Ниже мы дадим еще несколько рекомендаций, которых стоит придерживаться.
Исключите разночитаемые буквы и сочетания
Вы можете выбрать написание латиницей или кириллицей, и с точки зрения поисковика, ранжирующего домен, разницы не будет, но нужно думать об удобстве для пользователя и своем собственном. Кириллические названия проходят кодировку, поэтому скопировать их из адресной строки довольно проблемно. А написать русское слово латинскими буквами может быть непросто из-за сложных буквенных сочетаний. К ним, в частности, относятся литеры, которые имеют разные варианты транслитерации: например, «ц» как c/ts/tz/z или «й» как j/y/i, а также другие кириллические буквы, обозначаемые в латинице с помощью нескольких символов (sh, sch, zh, tsch, kh, yu, ya и т. п.). Их использование либо приведет к путанице из-за того, что пользователь неправильно ввел адрес, либо вам придется скупить все домены с похожим звучанием и настроить с них редиректы на основной сайт.
Кроме того, при выборе имени домена внимательно следите за тем, чтобы его нельзя было толковать двояко. Веб-ресурс «mp3shits.com» может быть посвящен как музыкальным хитам в формате MP3, так и, наоборот, не самым качественным композициям, а все из-за отсутствия дефиса. Придумайте или найдите такое имя, которое не вызовет сложностей в толковании.
Не используйте лишние символы
Помните: чем проще, тем лучше. Помимо букв, в доменном имени допускается использование цифр и дефиса «-». В некоторых зонах также разрешено нижнее подчеркивание «_». Тем не менее обращаться к подобным символам стоит лишь в нескольких случаях:
● если в названии бренда есть числа, то цифры допустимы;
● если домен состоит из двух слов, которые трудно правильно прочесть при слитном написании, то имеет смысл разделить их при помощи тире;
● если домен со слитным написанием уже занят, а вам принципиально важны именно эти слова, тоже можно вписать дефис.
Последний вариант не всегда работает, поскольку обычно владельцы адреса сразу выкупают разные варианты его написания в большинстве доменных зон. Мы понимаем, как тяжело выбрать домен для сайта, но все же не советуем добиваться уникальности таким образом.
Будьте оригинальны
Речь идет не о технической уникальности, которой можно достигнуть за счет добавления символов или слов к уже существующим доменам, а о настоящей оригинальности. Чтобы не терять клиентов из-за того, что они ошиблись буквой и попали на сайт конкурента, изначально проверьте придуманный домен на наличие таких клонов. Если похожие названия уже зарегистрированы, лучше отказаться от выбранной идеи. Нарушение авторских прав или посягательство на чужую торговую марку могут привести к реальным юридическим проблемам — вряд ли оно того стоит. Даже если вы хотите создать личный бренд, не поленитесь заранее уточнить, не зарегистрировал ли кто-то такое же имя. Вопрос интеллектуальной собственности очень серьезный. Выбор доменного имени для сайта — это важный этап, и вам точно не следует начинать с негатива.
Думайте о будущем
Перед тем, как выбрать доменное имя, загляните вперед: что ждет компанию или сайт в будущем? Как мы писали выше, переехать на другой адрес будет проблематично. Придется не просто перевозить весь контент, а по новой начинать продвижение. Лучше сразу подготовиться к изменениям, которые могут случиться в будущем. Например, веб-сайт челябинской автомастерской «avtoremont74.ru» содержит номер региона и это понятно для его жителей. Однако, если компания захочет расширяться в другие области, цифры в домене потеряют смысл.
Другой пример — сайт риэлторского агентства «arenda-kvartir.ru». Допустим, поначалу фирма занималась только съемным жильем, а позже взялась за сопровождение купли-продажи, стала предлагать юридические консультации по вопросам недвижимости. Вряд ли человек, которому нужна помощь при выборе офисного помещения, перейдет на сайт с таким названием, пусть там и правда оказывают такую услугу.
Продумывайте свои следующие шаги, чтобы не попасть в подобную ситуацию.