Что делают 200 старшеклассников со всей области, улыбаясь в экран и записывая ответы, бурно обсуждая свою школу и учёбу? Они слушают учёных Саратовского университета, которые знакомят будущих коллег с профессией учителя. Причём делают это на их же языке – молодёжно, задорно, увлечённо. Именно так, как это и должен делать настоящий Педагог. Понять, подходит ли тебе эта профессия, теперь можно не выходя из дома: достаточно записаться в Виртуальный педагогический класс СГУ. К чему тебя и призываем.
Всё, что нужно знать о Виртуальном педагогическом классе
Виртуальный педагогический класс СГУ – это уникальный проект для будущих учителей. Старшеклассники знакомятся с историей, теорией и актуальными проблемами педагогики, выполняют творческие задания и обмениваются мнениями. Занятия проходят дважды в месяц с октября по май дистанционно. Куратором проекта выступает опытный педагог, методист, руководитель приоритетных проектов и программ, профессор кафедры общего литературоведения и журналистики Е.Г. Елина, завучем – специалист по учебно-методической работе Центра поддержки одарённых детей СГУ О.В. Прозорова.
Главное – давать ученикам знания, которые пригодятся им уже сейчас
Часть лекций посвящена проблемам, с которыми участники курса сталкиваются лично – сейчас, задолго до начала карьеры. Например, педкласс поддерживает масштабный тренд на заботу о ментальном здоровье. Как разобраться с прокрастинацией, научиться распознавать эмоции и управлять ими? Что делать, если нет настроения? Всегда ли одиночество приносит только ущерб? Где и зачем искать источники страхов? Об этом рассказывают эксперты факультета психолого-педагогического и специального образования. Умение жить в согласии с собственными чувствами – полезный навык, который пригодится в любой профессии, а в деле учителя особенно.
Присоединиться к научному сообществу можно ещё до поступления
Преподаватели всегда на связи: обратиться к ним, а также поделиться своими рассуждениями можно в закрытых чатах. К примеру, в телеграм-группе прошла подготовка к встрече с министром образования области М.И. Орловым. Он ответил на вопросы, которые школьники отправили в телеграм-канал. Были рассмотрены самые разные темы – от сдачи ЕГЭ до раздельного обучения мальчиков и девочек.
Обратная связь – важная часть работы педкласса. Старшеклассники получают разноплановые задания и потом коллективно разбирают их. Например, после написания эссе ученики знакомились с анализом ошибок, узнавали о нормах словоупотребления и правилах корректного цитирования. Такой диалог с преподавателями, а также виртуальные экскурсии по университету и общение с профессурой помогут заранее адаптироваться к вузовской среде и повысить общий культурный уровень.
Вопросы коммуникации – в центре внимания
Взаимодействие в системе учитель – ученик имеет принципиальное значение, но структура курса предполагает диалог и на других уровнях. Одна из лекций была отведена вечной теме «Отцы и дети». Главный вопрос: как учитель может наладить контакт между поколениями, создав для этого оптимальные условия? Отдельного разговора заслуживают способы и средства коммуникации. Разработан целый цикл занятий по сетевому этикету: предметом обсуждения стали правила деловой переписки и самопрезентации в соцсетях.
Обучение позволяет не только развить профессиональные навыки, но и повысить эрудицию
Абитуриенты получают знания, которые смогут применить на практике в ближайшее время. Приятным сюрпризом для ребят во втором семестре стали консультации по сдаче ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и базовой математике. Чтобы не запутаться с поступлением, старшеклассники прослушали отдельное занятие о приёмной кампании СГУ. Проректор по учебной работе И.Г. Малинский рассказал о сроках подачи документов, вступительных испытаниях и количестве бюджетных мест.
Отметим, что в программу педкласса входят лекции, не связанные с учёбой и педагогикой напрямую, но рассчитанные на расширение кругозора. Одним из самых проникновенных занятий стала виртуальная встреча с заведующим кафедрой общего литературоведения и журналистики профессором В.В. Прозоровым. Валерий Владимирович делился воспоминаниями, личным опытом и рассуждениями о творчестве, а потом выразительно прочитал фрагменты из «Ночи перед Рождеством». Это занятие стало прекрасным завершающим аккордом первого семестра проекта – в преддверии Нового года. На последнее занятие уходящего года была запланирована лекция о том, что значит музыка в работе учителя, и это ещё один шаг к воспитанию эстетического вкуса. Неудивительно, что программа получилась настолько разносторонней. Учитель, как губка, должен впитывать прекрасное и откликаться на искусство в широком смысле.
Ученики проявляют творческую инициативу
Педкласс предлагает ученикам не только знания, но и возможность проявить себя здесь и сейчас. Для этого заведующая кафедрой методологии образования профессор Е.А. Александрова дала школьникам творческое задание: в собственных школах организовать проекты, помогающие сделать учебный процесс более увлекательным. Отчёт о проделанной работе ученики выставляли в социальных сетях с хештегом #sgupedclass. Каждый стремиться показать свою индивидуальность: школьники оформляли фотозоны, готовили флешмобы с поздравлениями к 8 Марта, проводили день самоуправления, обучающие игры и лекции. В постах и описаниях к фотографиям ученики педкласса могли поделиться своими впечатлениями.
***
Вместо послесловия
Проект виртуального педагогического класса реализуется в соответствии с программой развития СГУ в рамках федеральной программы Минобрнауки России «Приоритет 2030», поэтому обучение полностью бесплатно. По итогам курса участники получат сертификаты, а лучшие – рекомендации для оформления целевого обучения на педагогические направления подготовки.
Материал подготовили Алиса Савельева, Михаил Верёвин, Жанна Иванова по материалам Управления медиакоммуникаций СГУ