Найти в Дзене
Спорт РИА Новости

Несокрушимый: история легендарного борца Ивана Ярыгина

"И снова я в руках Миндиашвили. Никаких поблажек, тренер для меня стал отцом и матерью. В ближайшем турнире я положил всех четырех соперников на лопатки за 4 минуты 44 секунды". Так легендарный Иван Ярыгин вернулся в большой спорт после затянувшейся отлучки. Семья "У моего отца с генами было все в порядке. Он был "огненным" человеком: невысокий, но очень кряжистый, работал в кузнице". Сергей Ярыгин только что прибыл в Горную Шорию. В небольшом сибирском поселке ему предложили хороший заработок в старательской артели. Там Ярыгин-старший встретил будущую супругу. Евдокия Павловна была дочерью богатого крестьянина-"кулака". Отец невесты - крупный и сильный человек. Спустя многие годы Евдокия Павловна станет приговаривать Ване, шестому сыну семейства: "Ты в деда пошел. Такой же сильнющий, ловкий". Первые годы после рождения Вани Ярыгины кочевали по Сибири. Сергей Николаевич жаждал самостоятельности и мечтал достичь успеха упорным трудом. Сначала он перевез жену с шестью детьми в Туву. Неда
Оглавление
   Чемпион Олимпийских игр, чемпион мира и СССР по вольной борьбе заслуженный мастер спорта Иван Ярыгин выходит на борцовский ковер.© РИА Новости / Игорь Уткин
Чемпион Олимпийских игр, чемпион мира и СССР по вольной борьбе заслуженный мастер спорта Иван Ярыгин выходит на борцовский ковер.© РИА Новости / Игорь Уткин

"И снова я в руках Миндиашвили. Никаких поблажек, тренер для меня стал отцом и матерью. В ближайшем турнире я положил всех четырех соперников на лопатки за 4 минуты 44 секунды". Так легендарный Иван Ярыгин вернулся в большой спорт после затянувшейся отлучки.

Семья

"У моего отца с генами было все в порядке. Он был "огненным" человеком: невысокий, но очень кряжистый, работал в кузнице".

Сергей Ярыгин только что прибыл в Горную Шорию. В небольшом сибирском поселке ему предложили хороший заработок в старательской артели. Там Ярыгин-старший встретил будущую супругу. Евдокия Павловна была дочерью богатого крестьянина-"кулака". Отец невесты - крупный и сильный человек. Спустя многие годы Евдокия Павловна станет приговаривать Ване, шестому сыну семейства: "Ты в деда пошел. Такой же сильнющий, ловкий".

Первые годы после рождения Вани Ярыгины кочевали по Сибири. Сергей Николаевич жаждал самостоятельности и мечтал достичь успеха упорным трудом. Сначала он перевез жену с шестью детьми в Туву. Недалеко от Кызыла Ярыгин-старший помогал геологам в исследовательских раскопках.

Но через некоторое время глава семейства узнал о строительстве Саяно-Шушенской ГЭС. После долгих уговоров семья согласилась на очередной переезд - в поселке Сизой Ярыгиным пообещали построить большой дом.

Этот стройгородок недалеко от Енисея будущий борец считал малой родиной.

   Иван Ярыгин.© РИА Новости / Игорь Уткин
Иван Ярыгин.© РИА Новости / Игорь Уткин

Непробиваемый

"У нас была большая и дружная семья, – вспоминала Любовь Акулич, сестра Ивана. – Старшие заботились о младших, младшие уважали старших. Мы все росли здоровые и крепкие".

Сам Ярыгин подтверждал мнение сестры в ряде интервью.

"Семья была спортивной. Дома проходили сплошные домашние спартакиады по многоборью: кто быстрее дрова нарубит или прибежит в школу по метровому снегу", - рассказывал он.

Страсть к спорту распространялась и на все Сизое. Жители даже возвели уютный стадиончик в поселке. Юный Ваня ходил туда играть в футбол в качестве "разбавки" от домашних спартакиад. Ярыгину больше всего понравилось играть в воротах.

Навыки вратаря Ваня продолжил развивать и в Абакане, где учился на шофера. Курсы вождения, смена на мясокомбинате – и Ярыгин снова первым приходит на тренировку. В один день игру с участием будущего шофера посетил Владимир Ильич Чарков. Директор борцовской школы после матча подошел к юноше:

- Приходи в секцию борьбы. Очень стойкий ты. И реакция что надо.

Ярыгин посетил занятие на следующий день интереса ради. Борьба завлекла: теперь Ваня после смены приходил в секцию Чаркова. Получив лицензию на вождение, Ярыгин зашел к нему в кабинет:

- Возвращаюсь в Сизой. Мне надо с семьей быть.

- Ваня, ну что ты, - уговаривал Чарков. - Подумай о жизни в городе, карьере борца.

- А как отец хозяйство будет вести без меня? Ему нужна моя помощь.

Планы новоиспеченного шофера сорвала повестка в военкомат. По распределению Ярыгин попал в военную часть в Красноярске, где познакомился с Дмитрием Миндиашвили. Тренер остался впечатлен выступлением Ярыгина в армейских соревнованиях по борьбе и уговорил начальство не переводить юношу на службу на Дальний Восток.

Так началась профессиональная карьера легенды вольной борьбы.

   Олимпийский чемпион, борец вольного стиля Иван Ярыгин (справа).© РИА Новости / Дмитрий Донской
Олимпийский чемпион, борец вольного стиля Иван Ярыгин (справа).© РИА Новости / Дмитрий Донской

Шок и трепет Запада

Сразу после армии Ярыгин стал известен во всем СССР. О нем по-настоящему узнали после внутреннего первенства 1970 года. Сибирский богатырь без проблем клал на лопатки именитых соперников.

“У него абсолютно все получалось, - гордо заявлял Миндиашвили об ученике. - Координация и реакция - редкостные! Вратарь! Я ставил против него легковесов на пробежках, так он опережал их. Ваня поражал устойчивостью, хладнокровием в трудных ситуациях. На тренировках отдавался полностью: он однажды бросок с обвивом 137 раз провел".

О тренировках будущего олимпийского чемпиона легенды слагали даже другие борцы. Ярыгин внес в привычку пробегать 50-километровый марафон раз в неделю, а стометровку – за 11 секунд. "Ивану Грозному" не составляло труда и отжаться 120 раз, а потом взобраться на канат 15 раз кряду.

Самодисциплина и упорство ожидаемо привели к золоту дебютной Олимпиады. В Мюнхене Ярыгин приводил в трепет иностранные СМИ. "Русский медведь ставит рекорды", "Иван Грозный" выиграл золото за 7 минут и 45 секунд", "Беспощадный русский положил всех на лопатки" - не переставала восхищаться пресса.

Тем удивительнее, что могучий спортсмен мог и не поехать в ФРГ. В апреле 1972 года Ярыгин завоевал титул чемпиона Европы и автоматически прошел отбор на Олимпиаду. Но в июне случился прецедент: Ярыгин в финале чемпионата СССР уступил киевлянину Владимиру Гулюткину. Украинская делегация подала письмо с требованием отправить чемпиона страны в Мюнхен. Но Миндиашвили не уступил требованиям киевлян. "Ярыгин едет в ФРГ. Если он не станет чемпионом - завершу карьеру тренера".

Ярыгин не подвел своего наставника.

Тренировки по-крестьянски

Вскоре "Иван Грозный" выиграл чемпионат Европы и мировое первенство в фирменном стиле - каждого соперника сибиряк укладывал на лопатки. До сих пор это невероятное достижение никто из "вольников" не может повторить.

Ярыгин буднично тренировался и участвовал в турнирах. Настал новый предолимпийский цикл. Но в один день борец обратился к Миндиашвили:

- Я ухожу. Хочу вернуться домой.

После долгой паузы Миндиашвили вздохнул:

- Что ж, Ваня, езжай домой. Потом, если надумаешь, возвращайся. Мы все начнем сначала.

Ярыгин снова вернулся в родительский дом, где стал помогать вести хозяйство. Как и до спортивной карьеры, Иван колол дрова и рубил деревья, ухаживал за скотом и полол грядки.

"Тренировался в деревне я каждый день, - рассказывал о жизни в деревне Ярыгин для фильма "Сибирский богатырь". – По-своему, по-крестьянски. Дров переколол на три зимы вперед".

После трудового дня Ярыгин полностью проводил время с семьей. Банные процедуры с братьями и отцом, закаливание и под вечер - семейный ужин.

   Старший тренер команды СССР Иван Ярыгин (слева) и борец наилегчайшего веса Сергей Корнилаев (справа) во время матча сборных команд СССР и США по вольной борьбе.© РИА Новости / Владимир Родионов
Старший тренер команды СССР Иван Ярыгин (слева) и борец наилегчайшего веса Сергей Корнилаев (справа) во время матча сборных команд СССР и США по вольной борьбе.© РИА Новости / Владимир Родионов

Так продолжалось изо дня в день. Ярыгин ухаживал за родителями и женой Наташей, поддерживал хозяйский уклад. В 1974 году он наконец сообщил близким о желании возобновить карьеру.

В ближайшем чемпионате СССР борец одержал уверенную победу. Он успешно прошел отбор на Олимпиаду в Монреале, где защитил титул чемпиона. Но как и в случае с Мюнхеном, Ярыгин мог пропустить Игры. На сборах и медосмотре перед вылетом в Канаду он никому не сказал о переломе двух ребер. Борец выступал в Монреале, превозмогая боль.

Чемпион по человечности

Ярыгин завершил карьеру в конце 1970-х годов. Уже в 33 года легенда вольной борьбы возглавил сборную СССР, в которой работал вплоть до распада страны. За этот период национальная команда выиграла всевозможные награды на самых престижных турнирах. На Олимпиадах в Сеуле и Барселоне советские борцы завоевали семь золотых медалей.

По воспоминаниям спортсменов, работа под руководством Ярыгина была безупречной. В памяти Иван Сергеевич оставался таким же простым, искренним и добрым наставником, учителем. Сам Ярыгин в тренерской карьере придерживался кредо:

"Считаю, нам надо создавать в сборной дух дружбы и товарищества. Это помогает сплотиться и выстоять в трудный момент".

В лихие 1990-е Иван Сергеевич взялся за административную работу во имя сохранения вольной борьбы. Для поддержания интереса Ярыгин стал организовывать турниры в Москве и родной Сибири.

Дела шли в гору: он возглавил Федерацию спортивной борьбы, а к турнирам возрос интерес не только в странах СНГ. Многолетний президент FILA Милан Эрцеган видел его своим преемником.

   Главный тренер сборной команды СССР по вольной борьбе, заслуженный мастер спорта Иван Ярыгин.© РИА Новости / Владимир Вяткин
Главный тренер сборной команды СССР по вольной борьбе, заслуженный мастер спорта Иван Ярыгин.© РИА Новости / Владимир Вяткин

Многим планам и задумкам было не суждено сбыться. В октябре 1997 года Ярыгин погиб в автокатастрофе. Смерть прославленного борца повергла в шок всех.

"Ярыгин был сделан из самых крепких и из самых чистых материалов, - вспоминал о нем Миндиашвили. - Ваню можно смело считать многократным чемпионом по человеческим качествам".

Сам Ярыгин незадолго до гибели высказался о карьере и жизни в борьбе:

"Чем больше вспоминал прожитые годы, тем проще относился к вопросу, "останусь" я или нет. Россия будет жить вечно, ее народ. И он всегда будет ценить мужество и силу. И если я, Иван Ярыгин, имею шанс уцелеть в памяти народа, то отнюдь не потому, что стал двукратным олимпийским чемпионом, а потому, что способствовал наращиванию этой красоты и силы".

Именно таким в памяти и остается "Иван Грозный". Сын кузнеца и крестьянки из Сибири навсегда оставил след в мировой истории борьбы.