Дурьодана считая себя самым достойнейшим претендентом на трон Хастинапура, не гнушается ни какими средствами для достижения своей цели. Его не смущает позорное поражение в сражении с армией Панчала. Он сначала требует клятвы от Юдхишьхиры о том, что он откажется от звания наследного принца. Когда тот говорит, что подчинится всякому решению махараджа, Дурьодана идет к отцу, чтобы получить от него обещание сделать его наследным принцем. Он опускается до банального шантажа, угрожает поднять восстание. Вот оно воспитание, вернее отсутствие всякого воспитания. Никакого почтения к родителям. Вот так ведет себя залюбленный до нельзя сыночек. Что же, махарадж это заслужил, мне его совсем не жалко, он ничего не может противопоставить Дурьодане. Хотя робко возражает, что его долг царя быть праведным, поступать по справедливости. Дурьодана не доволен. Уже видно из его поведения, что авторитетов для него нет, он никого не боится.
Далее Дурьодана идет к Карне. Очень любопытен их разговор. Карна всячески выражает ему свою преданность. На вопрос Дурьоданы обещает не жалеть жизни ради него. Вот тут Дурьодана задает главный вопрос, а согласен ли Карна отказаться от следования дхарме ради него- Дурьоданы. Карна сначала слегка ошарашен, а потом ничего так, бойко отвечает, что отныне у него в приоритете желания его друга Дурьоданы. Вот, Карна, ты и окончательно продал душу, жаль.
Жалкий Дхтритараштра пытается вырвать у Юдхиштхиры клятву, что он откажется от титула наследного принца. Подоспевший Арджуна невинно так задает вопрос, вроде бы к делу не относящийся, но в процессе ответа на него Дхтритараштра говорит о долге царя, понимает всю абсурдность ситуации и объявляет, что на следующий день Юдхиштхара будет провозглашен наследным принцем.
В церемонию, естественно, вмешивается Дурьодана со своими братьями и Карной. Они пришли в доспехах и вооруженные. Но внезапно сложили оружие и не мешали проведению церемонии. Молчал и Шакуни. Явно замышляет очередную пакость.
В этой ситуации возник вопрос, следовать ли дхарме. Каждый из героев уже определился с этим.
Вот, что по этому поводу говорит Кришна:
«Дхарма. О дхарме размышляют все. Одни обсуждают свои обязанности, а другие любят обсуждать чужие. Люди часто обсуждают поступки тех, кто не исполняет свои обязанности. Нет никого, кто бы ни разу не размышлял о своем долге. Но, что такое дхарма? На самом деле смог ли кто-нибудь понять, что это? Дхарма учит человека жить в мире и согласии со всеми живыми существами в творении. Вот почему праведная жизнь дарит покой и умиротворение. У вас уже был такой опыт? Там, где все следуют дхарме, нет ни конфликтов, ни сражений. Но разве может человек никогда не конфликтовать с другими? Подумайте об этом. Существует ли борьба там, где есть любовь? Вероятно, вы ответите да. Вы не замечали, что когда кто-то борется против другого, он забывает о любви. И тогда его желания будут для него самыми главными. Эгоизм порождает высокомерие и гнев. А, что с любовью? Нет Любви в сердце такого человека нет. Потому что там, где правит любовь, там все ссоры, конфликты и борьба прекращаются.
Что если кто-то испытывает любовь ко всей вселенной? Если он любит не только всех людей, но так же все растения и животных и даже каждую травинку. Если в сердце живет любовь, разве может в нем появиться гнев? Конечно, нет. Если бы любовь, которую один человек испытывает к другому, если бы эта любовь распространилась на все мироздание, то тогда появилось бы сострадание. Другими словами, сострадание значит любить все вселенную, испытывать ко всем только любовь. И ничего более. Не с кем спорить. Воистину природа дхармы – сострадание. Если дхарма – это дерево, то сострадание - его основание, его корни. Но в жизни бывают ситуации, когда человек забывает о том, что лежит в основе праведности. Он формально соблюдает какие-то правила и обычаи. А, где его сострадание? Он забывает об этом, поэтому мир погружается в борьбу, зависть, насилие, злобу и ненависть. Все это – адхарма – неправедность. И тогда Всевышнему необходимо прийти на землю, чтобы открыть людям истинные знания. Эпос «Махабхарата» рассказывает о тех временах, когда одни считали добродетелью следование традициям, а другие в это время действовали нечестиво, погружаясь в пучину гнева, ненависти и амбиций, все то, что уничтожает в них праведность. В те времена люди любили других людей, но они не знали, что такое любовь ко всему миру. У них совсем не было сострадания. Вот почему я пришел в этот мир, чтобы освободить святых людей, чтобы уничтожить грех и грешников, чтобы восстановить законы дхармы.
Я, Васудева Кришна прихожу и начинаю действовать в великой Махабхарате.»
#махабхарата #кришна #арджуна #драупади #индия