Студенты часто спрашивают: почему так часто отправляю их к творчеству Александра Михайловича Родченко. При этом темы разные – фотография, живопись, композиция, графика, а я всё к нему, как они говорят «макаю носом в творчество».
Попробую познакомить вас с творчеством и биографией этого уникального Мастера.
Родился 23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург - умер 3 декабря 1956, Москва. Всего 65 лет, но каких ярких.
«Когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…», — вспоминал Родченко в автобиографических записках. Бросил все и три года учился в Казанской художественной школе у самого Н. И. Фешина.
Война переиначила всё – до 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства. Там и встретил свою судьбу – Варвару Степанову. А в творчестве появился большой, суетный город – Москва.
Тут «новый быт для новой жизни», совмещали они множество искусств и художественных техник. Родченко - профессор живописного отделения ВХУТЕМАСа, выставка «5х5=25», триптих из трех монохромных цветов «Гладкий цвет». Желтый, красный, синий.
Серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических работ. Минимализм, говорящий и притягивающий. К искусству как к изобретению новых форм и возможностей, эксперименту на ограничение по форме и средствам выражения.
Абстракция: «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) — из плоских картонных элементов, второй — «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921) — свободно висящие мобили из фанеры - круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник, «По принципу одинаковых форм» (1920—1921) — пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. 1921 год: вперед к «производственному искусству». Время диктовало.
Мебель, одежда, реклама и промграфика, киноплакат! А на дворе только 1925 год.
Его работа с фотографией – дело случая, необходимость фиксации своих работ. И тут снова эксперимент – фотомонтаж, коллаж.
Снимки, сделанные под непривычным углом, с неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы – новатор.
Вся жизнь, как один большой эксперимент, открывающий мир вокруг нас.
Елена Артова
Подписывайтесь на канал, ставьте пальчик вверх, комментируйте, делитесь с друзьями. Канал "АртовПортал" работает для вас!