Найти в Дзене
АртовПортал

О знакомых вещах, «неизвестных» лицах или Александр Родченко

В.Степанова и А.Родченко в мастерской. Фото из открытых источников
В.Степанова и А.Родченко в мастерской. Фото из открытых источников

Студенты часто спрашивают: почему так часто отправляю их к творчеству Александра Михайловича Родченко. При этом темы разные – фотография, живопись, композиция, графика, а я всё к нему, как они говорят «макаю носом в творчество».

Попробую познакомить вас с творчеством и биографией этого уникального Мастера.

А. Родченко. Фото из открытых источников
А. Родченко. Фото из открытых источников

Родился 23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург - умер 3 декабря 1956, Москва. Всего 65 лет, но каких ярких.

«Когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…», — вспоминал Родченко в автобиографических записках. Бросил все и три года учился в Казанской художественной школе у самого Н. И. Фешина.

Война переиначила всё – до 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства. Там и встретил свою судьбу – Варвару Степанову. А в творчестве появился большой, суетный город – Москва.

А.Родченко. Фото из открытых источников
А.Родченко. Фото из открытых источников

Тут «новый быт для новой жизни», совмещали они множество искусств и художественных техник. Родченко - профессор живописного отделения ВХУТЕМАСа, выставка «5х5=25», триптих из трех монохромных цветов «Гладкий цвет». Желтый, красный, синий.

Серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических работ. Минимализм, говорящий и притягивающий. К искусству как к изобретению новых форм и возможностей, эксперименту на ограничение по форме и средствам выражения.

А.Родченко мобили. Фото из архива А.А. Савинова
А.Родченко мобили. Фото из архива А.А. Савинова

Абстракция: «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) — из плоских картонных элементов, второй — «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921) — свободно висящие мобили из фанеры - круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник, «По принципу одинаковых форм» (1920—1921) — пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. 1921 год: вперед к «производственному искусству». Время диктовало.

А.Родченко мобили. Фото из архива А.А. Савинова
А.Родченко мобили. Фото из архива А.А. Савинова

Мебель, одежда, реклама и промграфика, киноплакат! А на дворе только 1925 год.

А.Родченко. Портрет матери. Фото из открытых источников
А.Родченко. Портрет матери. Фото из открытых источников

Его работа с фотографией – дело случая, необходимость фиксации своих работ. И тут снова эксперимент – фотомонтаж, коллаж.

А.Родченко. Фото из открытых источников
А.Родченко. Фото из открытых источников

Снимки, сделанные под непривычным углом, с неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы – новатор.

А.Родченко мобили. Фото из архива А.А. Савинова
А.Родченко мобили. Фото из архива А.А. Савинова

Вся жизнь, как один большой эксперимент, открывающий мир вокруг нас.

Елена Артова

Подписывайтесь на канал, ставьте пальчик вверх, комментируйте, делитесь с друзьями. Канал "АртовПортал" работает для вас!