Найти тему
Фотон - архив

Морис Корнфорт о ничтожности науки

Оглавление

Если отследить всю историю человечества, то наука в разные эпохи занимала разные позиции. И это неудивительно, ведь бытие определяет сознание. Если обществу присущ теоцентризм, то есть в центре всего находится Бог, то и наука будет развиваться в этом схоластическом направлении. Тогда с помощью науки люди будут пытаться объяснить существование Бога. Но настал момент, когда наука «уперлась в потолок». Тем не менее, можно ли пробить этот потолок или нет? И стоит ли его пробивать?

Кризис науки

В конце ХIХ – начале ХХI века наука претерпела большой кризис. Многие после него считали, что она бесполезна и ведет либо в тупик, либо к уничтожению человечества. В это время произошли крупнейшие открытия: дифракция, интерференция, поляризация света и другие, которые привели к появлению волновой теории света, а также явлению электромагнитной индукции. Благодаря открытиям появилась теоретическая основа электродвигателя и электрогенератора. Вдобавок, открытие закона сохранения энергии Т. Майером и Дж. Джоулем легло в основу принципа материального единства мира — фундамента новой научной картины мира.

-2

И вроде бы все замечательно, открываются области знания, помогающие ускорить производство товаров, которые улучшают жизнь общества. Наука работает на благо общества – о чем можно еще мечтать? Но все это великолепие приводит в том числе к открытию атомного и ядерного оружия. И, действительно, можно подумать, что развитие науки ведет только к уничтожению, ведь в это же время Оппенгеймер вместе с группой ученых, в том числе в которую был вхож и Альберт Эйнштейн, разрабатывает атомную бомбу. Знали ли сами ученые, какое оружие они разрабатывают, сложно ответить, но есть и те, кто чувствовали не гордость за проделанный прогресс, а сожаление, отчаяние и разочарование в науке. Так, Альберт Эйнштейн сожалел о последствиях своего письма Рузвельту:

«Моё участие в создании ядерной бомбы состояло в одном-единственном поступке. Я подписал письмо президенту Рузвельту, в котором подчёркивал необходимость проведения в крупных масштабах экспериментов по изучению возможности создания ядерной бомбы. Я полностью отдавал себе отчёт в том, какую опасность для человечества означает успех этого мероприятия. Однако вероятность того, что над той же самой проблемой с надеждой на успех могла работать и нацистская Германия, заставила меня решиться на этот шаг. Я не имел другого выбора, хотя я всегда был убеждённым пацифистом».
-3

На фоне этого развиваются воззрения, что наука не позволяет познавать мир и способна только на уничтожение планеты. Экология страдает ежегодно, зачем нам производство, созданное наукой? Может, стоит сделать шаг назад и производить все самому? Нет, экологическая травма уже нанесена, и нам остается только ликвидировать существующие проблемы и не допускать новых. А такое осуществимо только в том случае, если управленцы предприятий будут соблюдать нормы выбросов в атмосферу, а люди – не мусорить и сортировать мусор. В некоторых странах, в том числе и России, уже пытаются вводить сортировку мусора, но недостаточно просто ввести такое правило, нужно использовать технологии переработки мусора на практике, а не просто его сжигать, что значительно упрощает жизнь безответственным компаниям.

Действительно ли так все плохо?

Пока наука в руках владельцев предприятий, она будет работать на их интересы. Об этом писал Морис Корнфорт в своей трехтомной работе «Диалектический материализм». Бизнесмены хотят захватить как можно больше рынка, но рано или поздно это обязательно приводит к войнам и кризисам. Поэтому им не нужно разрабатывать лекарства от различных онкологических заболеваний, ведь это не позволит им завоевать весь мир (разве что только фармацевтическим предприятиям, которые тоже работают по законам рынка).

-4

Наука в руках капиталиста будет нацелена на разработку разных видов оружия и пропаганду в общеобразовательных заведениях. Она будет экономическими «научными» методами доказывать, что построить свой бизнес может любой, стоит только захотеть. Но она не объяснит, что капиталистам нужны такие оболваненные обманутые атланты, у которых они купят прогоревший бизнес.

В современных учебниках истории многое умалчивается и раскрывается только с удобной стороны. Ведь молчание – это тоже ложь. Например, современный учебник 10-11-го класса Данилова и Косулиной. Там есть глава о гражданской войне, в которой красному террору посвящено больше текста, чем белому, будто последствия белого террора были значительно меньше.

-5

Наука, которая не соответствует требованиям капиталистов, лишается финансирования. Как сказал Корнфорт: «Чем более расширяются научные исследования и растут эти требования, тем более попадают они под контроль монополий и их правительств, в особенности же под контроль военщины. <…> Наука, которая не способствует этому, все больше лишается ресурсов, необходимых для ее существования».

Итог

Наука – это замечательный инструмент познания мира. Но когда этот инструмент находится в руках власть имущих, он несет пользу только этим рукам. Страдают области науки, в которые не вкладываются деньги, а если в них не вкладываются деньги, то специалистов в этих областях можно не ждать. Все, равно как и энергия, не появляется из неоткуда. Этому должны поспособствовать определенные обстоятельства.

Чтобы наука стала приносить пользу всему обществу, она должна находиться в руках всего общества и финансироваться в равной степени, во всех ее областях.

Источники:

#фотон #общество #политика #наука #корнфорт #материализм