Этот фильм Сергея Эйзенштейна был снят в предвоенное время – в 1938 году. Режиссёр специально выбрал этого князя главным героем своей новой киноленты, потому что о нем сохранилось мало сведений, и это давало ему большой простор для творческого вымысла. В конце 1930-х годов в Советском Союзе сменилась идеология – интернациональные коммунистические призывы уступили место патриотической тематике. Наибольший интерес вызывала роль правителей и полководцев в истории, в первую очередь, – их заслуги в борьбе с иноземными захватчиками.
Поэтому Эйзенштейн выбрал Ледовое побоище в качестве кульминационной сцены своего фильма. Ведь именно во время этой битвы Александр Невский разбил немцев – а именно, Ливонский орден, который посягал на Новгород и Псков. Этот сюжет был чрезвычайно актуален в 1938 году, в преддверии Второй мировой войны. Режиссер не скрывал, что своим фильмом стремился укрепить бойцов в борьбе с Германией.
По этой причине фильм снят слишком эмоционально, в духе былинного лубка, положенного на музыку Сергея Прокофьева, которая удваивает патриотический порыв героев. Несмотря на усиленный пафос многих сцен, фильм в целом верно передает исторические события этого тяжелого времени. Однако сцена падения рыцарей под лед, скорее всего, придумана, режиссером: в исторических источниках нет сведений об этом происшествии.
Режиссеру было очень важно показать роль народных масс в победе над немцами. И он сделал одним из главных героев фильма Василия Буслаева, который получился таким харизматичным и убедительным, что создается впечатление, будто он был одним из главных участников побоища. В действительности же этот молодец – былинный, а не исторический герой.
Смотрели этот фильм? Делитесь впечатлениями в комментариях.
Все статьи по теме: #woh_историческое кино
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))