Найти тему

История музыкантства (8 часть): те самые известные романтики

Оглавление

В прошлой статье мы говорили об эпохе романтизма в целом. Сегодня же сосредоточимся на композиторах этой эпохи в классической музыке. И по традиции я буду говорить больше от себя, нежели с опорой на источники. Эта часть будет разделена на две статьи, ибо охватить хочется хотя бы частично самых известных авторов.

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно. Заранее спасибо! ⬅️

_____________________________________________________________________

Итак, поехали!

1) Первым представителем эпохи назову, пожалуй, Франца Петера Шуберта, неоднократно возникавшего в моих статьях.

Портрет Ф. Шуберта руки художника Иосифа Абеля (Музей истории искусств, Вена, Австрия)
Портрет Ф. Шуберта руки художника Иосифа Абеля (Музей истории искусств, Вена, Австрия)

Музыка Шуберта очень зависима от классицизма и по форме, и по звучанию, притом она играет совершенно иными красками. Невероятные переходы, доселе композиторами неиспользуемые, гармонические и тональные смены, подчинённые вроде бы всё тем же правилам, но эти правила будто бы расширены или в них внесена масса исключений. Чего стоят его сонаты, симфонии, мессы. А количество его песен, которые как жанр оформились при Шуберте… только вдумайтесь, более 600 вокальных произведений, среди которых небезызвестные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», баллада «Лесной царь» и др.

Для ценителей ниже прикрепляю одну из самых любимых мои произведений Шуберта - Мессу №5 ля-бемоль мажор.

А ещё предлагаю ознакомиться с прекрасным Струнным квартетом №13 ля минор - по ссылке.

2) Теперь поговорим про Феликса Мендельсона. Буквально всем известный по Свадебному маршу, Мендельсон один из самых удачливых композиторов-романтиков и вообще композиторов, когда-либо существовавших. Его положение в обществе всегда было крайне высоким: родился в семье банкира, просуществовал всё детство в атмосфере всеобъемлющего достатка и вертелся в интеллектуальной «тусовке». Одно время был приближён к прусскому императорскому двору в Берлине. В его доме в детстве бывали Гегель, Гёте, с коими он был лично знаком.

Портрет Мендельсона. Художник Вильгельм Гензель , 1847 г.
Портрет Мендельсона. Художник Вильгельм Гензель , 1847 г.

Притом он не был «Золотым ребёнком» в привычном понимании. Феликс был крайне талантливым, продуктивным и активным и композитором, и музыкантом-исполнителем (скрипка, фортепиано, дирижирование) и — главное — менеджером! Он умел пользоваться своей популярностью, связями, влиянием и знакомствами. Благодаря этому появилась первая консерватория — Лейпцигская (Германия). А ещё именно эти черты — хватка и влияние — позволили Мендельсону открыть миру произведения Баха, которые были почти на 100 (на тот момент) лет забыты и сложены стопкой, дабы истлеть и пропасть в пучине истории.

Обязательны к прослушиванию:

Концерт для скрипки с оркестром ми минор ор. 64 (Камерный оркестр «Камерата Зальцбург», солист — Джошуа Белл, дирижёр Роджер Норрингтон.

Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера» ор. 26 (Нью-Йоркский филармонический оркестр, дирижёр Леонард Бернстайн).

3) Всем известный поляк, всегда тосковавший по своей родине которую в очередной раз разделили, ибо так было принятоФредерик Шопен.

Портрет Фредерика Шопена. Эжен Делакруа. 1838. Лувр.
Портрет Фредерика Шопена. Эжен Делакруа. 1838. Лувр.

Один из первых фортепианных виртуозов в мире, мастер мажоро-минора (техники, когда берутся, например, две одноимённые тональности — до мажор и до минор — и как бы совмещаются, т.е. аккорды из одной тональности переходят в другую). Человек, который техничностью своих произведений возвысил фортепианную школу до небес. Шопен возродил жанр прелюдии (со времён Баха), сделав её самостоятельной фортепианной пьесой-миниатюрой.

Его произведения входят, так сказать, в топ обязательных к исполнению на экзаменах в музыкальных ВУЗах, колледжах, лучших музыкальных конкурсах России и мира.

Давайте послушаем следующие произведения:

Баллада для фортепиано №4 ор. 52 фа минор (Марта Аргерих)

Концерт №1 для фортепиано с оркестром ор. 11 ми минор (Юлианна Авдеева, Варшавский филармонический оркестр, дирижёр Антони Вит)

Прелюдия №15 ор. 28 (Святослав Рихтер)

Этюд ор. 10 №5 (Владимир Горовиц)

В следующей части мы продолжим говорить о композиторах-романтиках.

———————————————————————————————————

Смотрите другие части цикла «История музыкантства»:

———————————————————————————————————

Канал «Поэтический кабачок»:

Поэтический кабачок | Yandex Zen

Теперь мое творчество можно найти и поддержать на проекте "Меценат". Здесь искусство находит поддержку.

———————————————————————————————————

Поддержка на бусти:

ЛитМузБес - эксклюзивный контент на Boosty

———————————————————————————————————

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии (они нам очень помогают), а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊