В прошлой статье мы говорили об эпохе романтизма в целом. Сегодня же сосредоточимся на композиторах этой эпохи в классической музыке. И по традиции я буду говорить больше от себя, нежели с опорой на источники. Эта часть будет разделена на две статьи, ибо охватить хочется хотя бы частично самых известных авторов.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно. Заранее спасибо! ⬅️
_____________________________________________________________________
Итак, поехали!
1) Первым представителем эпохи назову, пожалуй, Франца Петера Шуберта, неоднократно возникавшего в моих статьях.
Музыка Шуберта очень зависима от классицизма и по форме, и по звучанию, притом она играет совершенно иными красками. Невероятные переходы, доселе композиторами неиспользуемые, гармонические и тональные смены, подчинённые вроде бы всё тем же правилам, но эти правила будто бы расширены или в них внесена масса исключений. Чего стоят его сонаты, симфонии, мессы. А количество его песен, которые как жанр оформились при Шуберте… только вдумайтесь, более 600 вокальных произведений, среди которых небезызвестные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», баллада «Лесной царь» и др.
Для ценителей ниже прикрепляю одну из самых любимых мои произведений Шуберта - Мессу №5 ля-бемоль мажор.
А ещё предлагаю ознакомиться с прекрасным Струнным квартетом №13 ля минор - по ссылке.
2) Теперь поговорим про Феликса Мендельсона. Буквально всем известный по Свадебному маршу, Мендельсон один из самых удачливых композиторов-романтиков и вообще композиторов, когда-либо существовавших. Его положение в обществе всегда было крайне высоким: родился в семье банкира, просуществовал всё детство в атмосфере всеобъемлющего достатка и вертелся в интеллектуальной «тусовке». Одно время был приближён к прусскому императорскому двору в Берлине. В его доме в детстве бывали Гегель, Гёте, с коими он был лично знаком.
Притом он не был «Золотым ребёнком» в привычном понимании. Феликс был крайне талантливым, продуктивным и активным и композитором, и музыкантом-исполнителем (скрипка, фортепиано, дирижирование) и — главное — менеджером! Он умел пользоваться своей популярностью, связями, влиянием и знакомствами. Благодаря этому появилась первая консерватория — Лейпцигская (Германия). А ещё именно эти черты — хватка и влияние — позволили Мендельсону открыть миру произведения Баха, которые были почти на 100 (на тот момент) лет забыты и сложены стопкой, дабы истлеть и пропасть в пучине истории.
Обязательны к прослушиванию:
3) Всем известный поляк, всегда тосковавший по своей родине которую в очередной раз разделили, ибо так было принято — Фредерик Шопен.
Один из первых фортепианных виртуозов в мире, мастер мажоро-минора (техники, когда берутся, например, две одноимённые тональности — до мажор и до минор — и как бы совмещаются, т.е. аккорды из одной тональности переходят в другую). Человек, который техничностью своих произведений возвысил фортепианную школу до небес. Шопен возродил жанр прелюдии (со времён Баха), сделав её самостоятельной фортепианной пьесой-миниатюрой.
Его произведения входят, так сказать, в топ обязательных к исполнению на экзаменах в музыкальных ВУЗах, колледжах, лучших музыкальных конкурсах России и мира.
Давайте послушаем следующие произведения:
Баллада для фортепиано №4 ор. 52 фа минор (Марта Аргерих)
Прелюдия №15 ор. 28 (Святослав Рихтер)
Этюд ор. 10 №5 (Владимир Горовиц)
В следующей части мы продолжим говорить о композиторах-романтиках.
———————————————————————————————————
Смотрите другие части цикла «История музыкантства»:
———————————————————————————————————
Канал «Поэтический кабачок»:
———————————————————————————————————
Поддержка на бусти:
———————————————————————————————————
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии (они нам очень помогают), а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊