Найти тему
Ивашка. Былиниада.

Глава 2. Тайная вечеря Сарисофоров

За окном сгущались сумерки. Дворец после бурных событий сегодняшнего дня погружался в сон. Но не все спешили почивать и спать. Осторожно, по одному, оглядываясь и прислушиваясь к каждому звуку и шороху, заговорщики спешили в укромную комнату Кремля. Место сбора засекретили и хранили в тайне до последнего момента. Сегодняшняя встреча должна состояться. Первая попытка сорвалась, потому что ни все заговорщики знали, что именно они заговорщики и что на них рассчитывают в плане плетения интриг. Исправив ошибку, организаторы провалили и вторую попытку собраться всем вместе и учинить черное дело, так как засекретили не только место, но и день и даже время сбора. За ней последовал и третий промах. Таится не стали и потому собрались все, даже те кого не звали, пришлось встречу свести к невинной шутке. Но теперь подобное не должно повториться, учтя все предыдущие промахи, тайное общество готово было собраться впервые и заявить о своих истинных темных намерениях. В коридоре ведущем к месту сбора с умыслом затушили все свечи, позаботившись заранее о конспирации, организаторы позабыли о безопасности. То и дело из мрака доносились всхлипы и окрики падающих и спотыкающихся людей. Единственным опознавательным знаком стала свеча, худо разгоняющая тьму, она манила проходящих мимо людей, подсказывая, что сюда и нужно свернуть, здесь их ждут. Свечу установили на большом обеденном столе, но тьма царящая в комнате оказалась настолько густой, что заговорщики сидящие друг напротив друга не различали лиц соседей. Зала постепенно заполнялась людьми, время тянулось медленно и заговорщики за неимением других дел, стали знакомиться и представляться между собой.

- Тссс!- кто-то громко шикнул во мраке, успокаивая разрастающийся гвалт.- Настало время начинать.

Все притихли, ожидая, что же теперь будет. Рядовые участники собрания успели обменяться собственными мнениями по поводу возможной причины собрания. Большинство склонялось к мысли, что всех согнали в Кремль, чтобы выслушать отчетный доклад о проделанной работе, но встречались и оригинальные идеи: о массовом сеансе ворожбы с последующим вызовом духа Иоанна, о всеобщем диктанте по грамматике, о занятии хоровым пением псалмов или у кого-то сегодня именины, будем пить. Истинные замыслы оставались известны лишь организаторам. Их было трое, облаченные в черные одеяния с капюшонами, они сидели во главе стола сложа руки на груди и считая прибывших. Дверь плотно закрыли. Один из лидеров, наконец, поднялся, его очертания читались плохо, все что можно было сказать, что он человек крупного телосложения.

- Сколько нас?- вопросил он тьму.

- Двадцать два,- ответил голос Амбарова.

- А должно быть?- уточнил мужчина.

- Двадцать три,- озадаченно протянул голос Хабарова.

- Одного не хватает!- поразился голос Амвросия Амбарова.- В коридоре никого нет?

- Наверное князя Засланского,- подал кто-то голос из глубины комнаты,- я буду за него. Он сам не может.

- Ждем Засланского и начинаем,- не согласился на подобную замену мужчина.

Собравшиеся заговорщики ответили неодобрительным стоном.

- Без него начнем,- дал отмашку к началу голос Хабарова.

Оратор взял секунду на подготовку и заговорил.

- Други! Не может сердце русское биться без боли, пока вокруг нас творится подобное...

- Кто-то храпит?!- возмутились в темноте, нагло прервав говорящего.

- Гммм, бррр,- что-то закряхтело в углу.- Что такое?! А! Мы тогда с полком под Ревелем стояли,- забормотал князь Засланский.- Прищучили нас знатно!

- О, Господи!- испугано вскрикнул женский голос,- что ты так пугаешь, бес косматый!

- Все, братцы,- обреченно протянул кто-то,- летом снег выпадет, голод начнется, князь-то ходит...

Оратор пригнулся к помощнику, сидящему рядом.

- Что это значит?!- возмутился он, переходя на шепот.

- Сами поражены,- объяснил голос Хабарова.- Его конечно звали, но никак не ждали.

- Я о женщине!!!- уточнил суть претензии мужчина.- Что она здесь делает?!

- Господин, Мовеншольд,- вступил в разговор голос Амбарова.

- Никаких имен!- истерично завопил оратор.

- Поймите,- голос Амбарова старался быть как можно более деликатнее,- у нас несколько иные порядки. Как бы объяснить? У вас на родине, если в одной темной комнате с единственной свечой соберутся двадцать мужчин, то как бы все в порядке. У нас же по-другому.

- Смотрят на это косо,- пояснил голос Хабарова.- Хоть одна женщина, но должна быть. Иначе не по Домострою получается.

- Хорошо,- глубоко вздохнул мужчина, собираясь с духом и подбадривая себя,- это Московия, это дикая страна, ты знал куда едешь.

- Может уже скажете зачем мы тут сидим?- послышались недовольные голоса со всех сторон.- Да! Чего тянете?! Ужин пропустим!

- Дела в стране идут из рук вон плохо!- стукнул кулаком по столу выступающий, заставив вздрогнуть свечу.

- Тихо, ты!- возмутились заговорщики в темноте.- Что теперь из-за этого мебель ломать? Со свечой поаккуратней, пожалуйста! Я тут деньгу потерял, хотел поискать потом. Да, поаккуратнее, мы тоже поищем!

- А кто виноват в том, что государство наше погружается в запустение?!- начал давить на собравшихся оратор.

- Народ,- ответили в одном углу.

- Нет, ляхи!- запротестовали в другом.

- Санкции ливонские, я точно знаю!- парировал всех кто-то.

Яков Иосифович Мовеншольд поднял голову к потолку и закатил глаза. Он интриган и стратег, шпион многих королевских дворов Европы, годы жил на Ближнем Востоке, постигая плутовское мастерство и искусство ядов, выучил русский язык за две недели, но уже второй месяц не может собрать московское боярство и донести до него, что настало время перемен.

-2

- Царь виноват во всем! Ваш Царь!- заорал Мовеншольд, теряя терпение.

Собравшие ахнули разом от таких слов. Даже сидящие рядом Амбаров и Хабаров отодвинулись в стороны, опасаясь, что в них что-то прилетит.

- Он изжил себя! Его время прошло!- пытался достучаться до собравшихся оратор.

- Так Царь умер что ли? - спросил чей-то басовитый голосок, ранее не вступавший в разговор.- Жаль, хороший мужик-то был.

Повисло напряженное молчание, кому-то нужно было задать тот самый вопрос, но никто не спешил класть голову на плаху.

- Гмм,- кто-то набрался храбрости,- так вам наш Царь не нравится, что ли?

- А вам?!- вопросил к собравшимся Мовеншольд.

- А нам нравится,- хором ответили заговорщики.

- Идите сюда!- оратор перешел к решительным действиям, выхватывая из мрака человека и подталкивая к свече.- Именно вам, что хорошего сделал Царь!?

Выбранный из толпы боярин оробел, чувствуя как на него смотрят десятки глаз, а он никого не видит.

- Именьице дал,- нерешительно протянул мужчина.

- И все?! Вы этим довольствовались?!- распалялся Мовеншольд, готовясь жечь огненным словом.

- Должность еще. А что? Мне хватает,- признался боярин, смущаясь пуще прежнего.

- Понятно!- оставил эту попытку Яков, выводя на свет себе новую жертву.- Вам какое счастье от Царя?!

- Он мой шурин,- не стал ничего скрывать мужчина.

У Мовеншольда опустились руки. Заметив как поник соратник по заговору, Хабаров поспешил на помощь.

- Давайте, все-таки сохранять тайну собрания,- Хамвросий отвел выведенного на свет боярина обратно во мрак.- И поговорим более обстоятельно и по существу. Что вы предлагаете?- обратился он к Мовеншольду.

- Первым делом вы должны были решить, кто станет новым правителем Московии,- пояснил Яков, окончательно потеряв веру в успех.

- Разве же с этого такие дела начинают?!- изумились из темноты.- Сперва наперво надо назваться, братцы! А то неровен час, встретимся на улице, спросимся, откуда и куда? А тебе ответят с тайного заговору иду, а ты и знать не знаешь с твоего заговора человек, или с чужого. Тут для порядку назваться надо!

- Правду Баста Трофимыч говоришь!- поддержали люди.- Я вчера тоже на тайном таком собрании был, и как мне теперь их различать?! Назваться надо, первым делом назваться!

- Давайте Зодчими назовемся,- посыпались варианты из мрака.- Лучше Светочи! Какие "светочи" тут ни зги не видно! Может Грамотеи? Это не про нас! Канонники, предлагаю! Мы те еще грамотеи, а ты канонников советуешь! Тогда Починки! А что? И по смыслу и легко! "Ты откуда?"- спросят. А мы в ответ: с Починок! Смотря кто спросит и как?! Если Царь про все прознает наши жены всем "с Поминок" будут отвечать!

- Предлагаю назваться "Сарисофоры" и на этом порешить!- вмешался в стихийный спор Амбаров, показав в ореоле свечи нос с бородавкой.- Никто в жизни это не поймет!

- А мы и не запомним...- с грустью заметили заговорщики, покорно принимая волю руководителя.

- Второй шаг какой?- продолжил правильно течение русла собрания Хабаров.

- Определить кто что получит,- ответил Мовеншольд.

- С нами-то понятно,- ответили из темноты,- как говорится, свои люди сочтемся. А что вы получите?

- Я?- поразился мужчина, присаживаясь за стол.- Я думаю мой скромный вклад заслуживает такого же скромного вознаграждения. У меня нет особых претензий или прошений. Разве что...

- Договаривай!- потребовали заговорщики.

- Я был бы чрезмерно счастлив и доволен, если бы новый Государь передал мне в дар несколько фолиантов из знаменитой библиотеки.

Мовеншольд озвучил цену своих услуг и в следующее мгновение в комнате установилась поразительная тишина, в которой слышалось только сопение князя Засланского.

- Фолиант - это книга,- уточнил Амбаров, догадывающийся почему люди замолчали.

- А книга - это штука из которой мы дергаем бумаги для челобитных,- расставил все по местам Хабаров.

Заговорщики облегченно выдохнули.

- Это можно! Пожалуйста! Хоть сейчас забирай!- посыпались согласия со всех сторон.- А что такое библиотека?- вопросил кто-то молодецким баском.

- Невежда! Дурак! Пень!- засмеялось собрание.

- Так что это?!- не унимался любопытный парень.

- Неуч! Лапоть!- продолжили хохотать заговорщики.

- Библиотека - это самый пыльный угол в амбаре, где всякая ненужность валяется,- дал свое экспертное мнение кто-то.

- Именно. Так оно и есть. Как с языка снял,- согласилось собрание.

Амвросий Амбаров не стал поправлять заговорщиков, считая, что полученное согласие на оплату услуг Мовеншольда - уже большой успех.

- Третий шаг какой будет?- спросил Хамвросий, почувствовав, что дело пошло.

- Свержение Царя,- лаконично ответил Яков.

- Ха,- рассмеялась темнота,- мы сколько раз пытались толку никакого! Научи нас, раз умным себя считаешь! А ты сам то пробовал?!

- Я участвовал в семи заговорах, и сместил семь королей и королев,- привстал Мовеншольд, демонстрируя свою мощь.

Собравшиеся примолкли от таких слов, теперь только и оставалось, что почесывать бороды и затылки. Для заговорщиков настал решающий момент истории, либо замышленному коварству быть, либо оно может случиться без тебя и тогда уже поздно будет. Потому что власть - это штука о двух концах, и если окажешься не на том конце, то пиши пропало. Мовеншольд, как опытный политик, почувствовал невидимое колебание.

- Я думаю, - вкрадчиво сказал он вслух, - что для государства и народа было бы лучше, если бы роль людей, сердцем болеющих за страну, возросла. Нам всем ясно, что ваша нынешняя роль, роль русского народа, незаслуженно мала.

Заговорщики дружно закивали головами в знак согласия. Опытные бояре прекрасно знали, что нужно делать, когда задумаешься и вздремнешь на мгновение, а потом уже все: смысла слов не уловить, мысль потеряна, голосуем большинством.

- Поэтому, - продолжал оратор, - нам нужен Государь, который бы с уважением относился к мнению своих истинно преданных подданных. Благодаря которым, он и взошел на престол.

- Простите,- неуверенно вмешался один голос,- мы люди здесь не самые ученые, и знающие...

- Чего ты мямлишь? Говори смелее!- поддержали говорящего другие заговорщики.

-3

- Но мы немного наслышаны, что в Европе водится очень опасная болезнь - "демохратия" называется, вы случайно не того... нам её не принесете?

Мовеншольду осталось улыбнуться от такого вопроса.

- Ничего такого,- заверил Яков,- исключительно свирепый и бесчеловечный абсолютизм монарха, с казнями, рабством и всеобщим насилием.

- Это все правильно! Как по Домострою! Так и должно, испокон веков повелось. Традиции нужно соблюдать,- окончательно поддержали оратора заговорщики, переступив черту.

- Благодарю вас, садитесь,- отправил Хабаров во мрак иностранного помощника, теперь настало время самому возглавить бунт.- Вернемся к главному вопросу. Кто править будет?

- Можно я? Я по самовыдвижению,- попытал удачу кто-то.

- Нет нельзя,- обрезал на корню все надежды Амбаров, присоединяясь к товарищу, чтобы не остаться в его тени.

- Жребий тянуть будем?- предположили из темноты дальнейшее развитие сюжета.

- Не будем полагаться на удачу,- ухмыльнулся Хамвросий, но никто этого не увидел за косматой бородой.- Все по закону делать надо.

- По закону Царя нельзя смещать,- вступился какой-то умник,- он нам Богом данный, в наказание или в утешение, это уж как судьба ляжет.

- Единственные кто имеет право властвовать на Руси это род Рюриковичей и только они,- не обратил внимания на слова из темноты Хабаров.- Немногие теперь по крови имеют право, но мы...

- Хабаровы и Амбаровы к Рюриковичам никакого отношения не имеют,- нашлась среди заговорщиков и язва.

- Ошибаетесь,- вступил в спор за престол Амвросий.- Я и мой троюродный сводный племянничек - дядя Хамвросий Хабаров на то грамоту заполучили!

- То-то они похожи друг на друга! А ты чего хотел? Родня! Близкие люди! Сейчас бумагу любую состряпать можно! Попробуй прочти, что там понаписано! Как две капли ведь! Ага, по капле крови Рюриковичей в них и есть, не более,- посыпались замечания заговорщиков.

- Гммм, бррр,- подал голос князь Засланский, заставляя умолкнуть всех.- А скорлупа ваша где?!

- Что?!- не понял Хабаров о чем брешет старец.- Скорлупа?

- Именно!- громогласно объявил воевода Кремля.- Все Рюриковичи от начала времен рождаются только в скорлупе! И только потом, когда на то яйцо царственное божественный падает свет, оно покрывается трещинами и миру является новый великий властитель! Всему честному миру это известно! У Царя Иоанна Васильевича была скорлупа, и у Василия Иоанновича была и всех, всех, всех! Я лично видел! А где ваша скорлупа?!

- Ты старик бредишь?!- изумился Хабаров.

- Нет! Было дело! Было! Я слышал от деда!- на Амвросия и Хавросия нахлынул шквал криков.- Правду говорит князь! Я сам в скорлупе родился!

- Что за нелепица?!- обомлел Амбаров.- Нигде такого не записано, а значит сказки все это! Легенды!

- Как нигде?!- продолжал Засланский.- В "Инкунабуле Ведагора" есть о том рассказ.

- Что за книга?!- изумленно уставился на товарища Хабаров.

- Её больше не существует, не сохранилось ни одной!- возразил старому князю Амвросий.- Она сама стала легендой, вымыслом, которому приписывают разные чудеса! Это богохульство давно сожгли!

- Ой, дяденька,- прозвучал молодой басок в темноте,- а расскажите о ней побольше! Мне очень интересно!

- Как нет?!- не поверил старый воевода,- а у Иоанна в закромах посмотрели?! Она там! Я видел её и держал в руках! Царь книгу везде и всюду с собой возил, мы тогда с полком у Рязани зимовали... Ох и поколотили нас… морозы тогда ударили в октябре...

Князь Засланский издал привычный сопящий звук и погрузился в праведный безмятежный сон. Заговорщики вопросительно смотрели на Хабарова и Амбарова, но те не могли этого видеть.

- Подробностей придется подождать,- заметил кто-то.- Возможно, будут даже не сегодня.

- И вы ему верите?!- ворвался в круг света Мовеншольд, понимая, что его план летит в тартарары и все может кончится не начавшись.- Это языческое бесстыдство, как можно доверять такому?!

- Проверить надо!- подал голос первый сомневающийся.- Это не помешает. Пожалуй. Лучше во всем разобраться,- заговорили последователи.

- Вы сошли с ума?!- возмутился Яков.- Пока вы будете копаться в архивах, Царь Иоанн вас всех повесит! Нужно действовать немедленно!

Собравшиеся заговорщики не поняли ни слова, принявшись шептаться и переговариваться.

- Какой Иоанн, простите?!- задал мучивший всех вопрос Хабаров.

- Иоанн Васильевич,- ответил Мовеншольд, не понимающий в чем подвох.

- Он умер как,- пояснили из темноты.- Но если ожил, то у нас проблемы, братцы, будут. И большие! Я при нем тоже в тайном обществе состоял, что же мне теперь еще и на его собрания ходить?

- Иоанна больше нет,- пояснил на ухо иностранцу Амбаров.

- А кто престол наследовал тогда?- вопрошал шокированный Мовеншольд, потому как в Европе и знать не знали, что власть сменилась.

- Сын его Феодор Иоаннович,- ответил Амвросий.

- Мне надо это записать,- опомнился Яков,- нужно срочно отправить письма и предупредить моих людей.

- Не торопитесь,- остановил порыв Хабаров.- Он тоже уже покинул нас. Опуская некоторые малозначительные личности пишите сразу "Правит всеми Григорий Бодунов".

- А можно к книге вернуться?- потребовал молодецкий басок.- Где она сейчас?

- Как где? В библиотеке Царя Иоанна,- ответили из темноты.- Ищи свищи теперь её.

- Тогда мне пора! - ответили милым баском.

- Куда вы?- запротивился Хабаров,- мы еще не закончили!

- Мне...- растерялся на мгновение голос,- козу доить надо.

- Ну надо, так надо! Святое дело!- ответили сотоварищи по заговору.- И нам пора! Засиделись что-то. В других тайных обществах быстрее дела решаются. Согласен, тут не очень все организовано! Даже не налили! Лично я больше не приду!

- Всем сидеть!- завопил Хабаров, заставив людей замереть.

В темноте хлопнула дверь и снова стало тихо.

- Парень молодец, успел выскочить,- завистливо прошептали во мраке.

- А кто это был-то?- прозвучал ключевой вопрос.

И тут все поняли, что одним из недостатков заговоров в полной темноте является то, что твой сосед мог заскочить сюда просто по ошибке.

- Отлично,- заметил Мовеншольд, укоряя соорганизаторов,- тех кто пришел вы посчитали, а тех кто изначально тут сидел, учли?

- Вернуть его немедленно!- пришел в неистовство Хабаров.

- Спокойно,- вцепился в рукав кафтана товарища Амвросий.- Я кажется узнал голос. По-моему, это новый человек Добычина.

- Просто замечательно!- отдернул рукав Хамвросий.- Может это сам Добычин вышел?!

- Нет, я еще не выходил. Мне пока здесь интересно,- ответили в темноте.

Хабарова накрыла неописуемая ярость вылившаяся в истошный крик.

- Хабаров, хватит орать,- донесся сверху глухой недовольный голос Григория Бодунова.