Мы все хоть раз в жизни принимали эмоциональные решения.
Кажется, что «первая мысль самая верная» и «я прям почувствовал, что именно так и надо сделать». Часто все это объясняют интуицией, инсайтами, проницательностью. Правда, при этом мало кто говорит «вот я сделал так, как подсказывало мне мое чутьё и попал в долговую яму (проиграл, ошибся, потерял все, упустил шанс и пр.)»:)
Мозг всегда принимает эмоциональные решения. Так он устроен. Включается лимбическая система, которая основывается на эмоциях и быстрых реакциях, и формирует мотивацию и поведение.
Аналитика, логика, рассудок, просчитанные ходы и стратегии — все это относится к рациональным решениям. За принятие таких решений отвечает неокортекс — отдел мозга, который не настолько быстр: ему требуется время, чтобы собрать сведения, проанализировать их, сделать выводы.
Это не значит, что все быстрые решения обязательно эмоциональны и нелогичны, а рациональные решения даются человеку с трудом. Часто люди сначала испытывают эмоции и принимают эмоциональное решение, и только потом включают логику. Что интересно: позже логическое мышление ищет оправдание эмоциональному решению.
Например, это касается покупок: человек выбрал автомобиль, потому что ему понравился цвет и внешний вид, а потом уже он ищет аргументы, отвечая для себя на вопрос «почему я выбрал именно эту модель».
Маркетологи часто играют с эмоциональным интеллектом покупателей, призывая покупателей к быстрым и эмоциональным покупкам: «Купи 2 большие упаковки порошка и получишь леденец на палочке!», «Только сегодня все за полцены!», «Без консервантов!», «Не тестируется на животных», «Одежда из био-хлопка (переработанного пластика, искусственной шерсти, синтетического меха)», «Вернем деньги, если эффекта не будет», и пр.
Но куда там маркетологам до корифеев формирования мнений – средствам массовой информации! Способность человека принимать эмоциональные решения СМИ используют на всю катушку, прибегая к воздействию на всю систему восприятия человека.
Как СМИ воздействуют на нашу психику
Возьмем для примера ситуацию: произошел взрыв, разрушен дом, спасены люди, все живы, но тут слышно, как скулит собака под завалами. Приехавшие на вызов МЧС руками разгребают битый кирпич, спасают щенка, отдают его пожилому человеку, который весь в пыли и грязи от взрыва, судорожно прижимая к себе щенка, говорит слова благодарности военным.
Что мы чувствуем, смотря этот репортаж? Вернее, как играя нашими эмоциями, нас заставляют чувствовать то, что нужно:
✅ Эмоционально окрашенные события легче запоминаются, причем неважно, какие они — положительные или негативные, главное, они должны заинтересовать, всколыхнуть, задеть за живое.
✅ Используется множество фактов, которые невозможно проверить немедленно. С помощью этого приема человека подталкивают к определенному мнению (в нашем примере это “военные тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо”).
✅ Образы, музыкальный фон, шумы с места событий — все это направлено на создание нужного эмоционального настроя. Рядом кто-то зовет кого-то, скулит собака, мужественные люди спасают щенка (щенок как образ ребенка); пожилой человек со слезами на глазах и пр.
✅ Создается не просто послание, а запоминающаяся ассоциация “военные = сила и доброта”.
✅ Используется так называемое медианасилие — демонстрация крови, разрушений, растерянных, плачущих людей. На контрасте с ужасом — спасение щенка как символ того, что еще не все потеряно.
Мы привыкли доверять тому, что написано и что мы видим собственными глазами. Однако, это может быть чье-то оценочное суждение, мнение, которое мы принимаем за свое. Главное, понять кому и для чего нужно навязывать нам новые смыслы, подталкивать к решениям, принижать или возвышать определенные группы людей. Этот эмоциональный аспект СМИ получил название Эффект Медиа – способность СМИ менять предпочтения и поведение аудитории, внушать точки зрения и манипулировать сознанием людей.
«Так я не смотрю телевизор! Это все не про меня!» — скажет каждый второй читатель этой статьи. Чтобы повлиять на психику человека, уже не нужен телевизор, к сожалению…
Трезво оценивать ситуацию, отличать правду от навязанной “истины”, выходить из травмирующих событий без потерь и страха за будущее научат мы — тренеры Института Современного НЛП Михаил Пелехатый и Михаил Антончик на особом тренинге «Психозакалка».