Шесть принципов хорошей статьи: учимся делать качественный контент с высокой стоимостью создания. Полезные советы от филолога, который наконец-то вспомнил, что он филолог.
Привет, с вами Креативный Кот. Я фотографирую, создаю необычные образы, делаю косплей, рассказываю о косметике, пишу о вещах, которые меня вдохновляют.
Вчера вспомнила, что я филолог. Прекрасный повод написать статью о том, как писать статьи. Бери ручку, заваривай чай и приготовься впитывать полезный контент.
Собрала шесть принципов, из которых складывается хорошая статья. Не обязательно быть филологом. Достаточно простого желания расти, набираться опыта и вникать в искусство писательства.
Я всегда получаю хороший фидбэк по своим статьям. Даже от людей, далёких от мира косплея, макияжа и фотографии. Наверное, и правда умею делать лёгкий контент. А раз умею, значит буду учить.
Вовлекай
Для начала пара слов о заголовке: придётся научиться видеть тонкую грань между вовлекающим заголовком и откровенным кликбейтом. Бывает сложно. Грань действительно тонкая. Можно в любой момент сорваться и упасть в пропасть кликбейта. А кликбейт — это плохо.
Напомню: кликбейт — несоответствие заголовка статьи её содержанию. Или слишком эмоциональные и сенсационные заголовки, привлекающие внимание к статье и попахивающие откровенной желтухой.
Не скатывайся в кликбейт, но старайся делать ёмкие заголовки, из которых сразу будет понятно, о чём статья. Чем больше нюансов и конкретики в заголовке — тем лучше. Если есть точные цифры, оперируй цифрами. И пусть они будут конкретными: вместо «В нашей стране более 50% девушек не видят смысла в косметике» пиши «В нашей стране 54% девушек не видят смысла в косметике». Это вызывает больше доверия и уверенности в компетентности материала.
Вернёмся к нашему кликбейту. Не делай сенсационных заголовков, если не хочешь обрести славу желтушника. Забудь про формулировки типа «Вы не поверите!», «Шок!», «Я была в шоке, когда узнала…».
Не скрывай информацию. Не надо никаких недомолвок в заголовке. Читатель не должен за тебя додумывать, о чём будет статья. Может это и побудит его открыть, ради интереса. Но на статьях таких авторов читатели, как правило, не задерживаются.
Не воруй
Забудь про рерайт, это тоже воровство. Если хочешь написать статью, пиши из головы или собирай экспертный материал по крупицам. Худший вариант, который можно придумать — открыть чужую статью и переписать своими словами. Это воровство, пусть и более изощрённое.
Изучи тему. Найди двадцать, тридцать, сорок разных материалов. Проанализируй, сделай свои выводы и покажи миру новую статью, а не очередной рерайт.
Фотографии, как ни странно, тоже воровать нельзя. Авторское право никто не отменял. Нельзя просто взять и проиллюстрировать свою статью чужими фотографиями. Или покупай на стоках, или делай самостоятельно.
Исключение: статьи с разбором фильмов, искусства, исторических событий и другие тематики, где без иллюстраций из интернета не обойтись. Но обязательно указывай источник.
Соблюдай стиль
Не мешай в одной статье несколько стилей. Если пишешь свой текст в лёгкой разговорной форме, не добавляй туда канцеляризмы. В обратную сторону это тоже работает.
Сразу определись, как будешь обращаться к читателю. Если на протяжении всей статьи обращаешься к читателю на «ты», не надо переходить на «вы» (и наоборот).
Проверяй
Во-первых, всегда занимайся фактчекингом. Проверяй цифры, даты, данные, факты. Пару раз облажаешься — доверия к твоим статьям не будет. А если облажался, спокойно признай свою ошибку и внеси изменения в статью.
Во-вторых, проверяй статьи на наличие ошибок и опечаток. Если не хватает грамотности, загружай статьи на текст.ру или пиши сразу в гугл документах. Там тебе все ошибки подчеркнут. А запятые придётся выучить и запомнить.
Оформляй
Написать текст — только половина дела. Не забудь оформить его по всем правилам.
- Не путай дефис и тире. Это дефис - короткая чёрточка, которая соединяет две части слова. К пунктуации отношения не имеет. Это тире — длинная чёрточка, знак препинания.
- Определись с кавычками. Ставь любые, лишь бы они были одинаковые по всей статье. В русскоязычных текстах предпочтительнее ставить кавычки-ёлочки «».
- Важные моменты пиши жирненьким шрифтом или курсивом.
- Не ставь точку в конце заголовка, есть такое правило вообще-то. Если твой заголовок состоит из нескольких предложений, тогда ставь точку в конце каждого предложения, кроме последнего.
- Не ставь никакие знаки препинания перед скобками. Любые знаки препинания, которые нужны по правилам, ставятся после скобок. Вместо «Если я куплю собаку, (а я давно хочу собаку) это будет мопс» пиши «Если я куплю собаку (а я давно хочу собаку), это будет мопс».
- Сокращения «и т. д.», «и т. п.» пиши с пробелами.
- Знак % пиши без пробела: 48%.
- Не пиши огромными абзацами и длинными сложными предложениями. Дели текст, делай его простым и понятным.
- Не начинай предложение со слова «Также».
Иллюстрируй
Наглядность — важный элемент статьи. Возможно, даже более важный, чем правильно расставленные запятые.
Ищи подходящие картинки на стоках или делай самостоятельно. Если что-то в статье требует иллюстрации, оно должно быть проиллюстрировано. Если подобрать картинку не получается, так тому и быть. Пусть лучше не будет никакой картинки, чем ворованная (см. правило 2).
Когда иллюстрируешь, сразу продумывай, какая картинка встанет на обложку статьи. Обложка должна привлекать, как и заголовок. Их нельзя отделить друг от друга.
Напоминаю, что теперь у меня есть свой канал в телеграме, вот вам ссылочка. Подписывайтесь, если хотите видеть больше мини-уроков по фотографии и моих мыслей на волнующие темы.