Многие родители детей с аутизмом сталкиваются с самоагрессией своего ребенка.
При чем чаще такие трудности возникают у тех детей, чье развитие происходит с отставанием. Да, как правило, это связано с тем, что ребенок не понимает, что он может свою агрессию выместить на другом человеке, как это чаще всего делают дети обычно. Мы не будем долго на этом останавливаться, потому что речь сегодня пойдет не о самоагрессии как выплеске негативных эмоций, а об аутостимуляциях, которые взрослые могут принимать за самоагрессию, которые хоть и не проявления агрессии, но наносят ребенку вред. И все-таки некоторые из методов, которые мы сегодня рассмотрим, будут полезны и действенны и в случаях самоагрессии.
На примере конкретного реального запроса рассмотрим пути помощи ребенку.
«С. в свободное время постоянно себя щипает, ее пальцы только этим и заняты. Она сидит на диване и щипает себя, сидит со мной на кухне и щипает себя. У нее часто остаются синячки от этого. Что делать? Как с этим бороться?»
С. - девочка 5 лет, не говорящая, вообще никаких слогов и крайне редкие вокализации, с тяжелой формой проявления аутизма. Она не умеет играть и проводить время за какой-либо деятельностью.
Но хорошие эмоции получать хочется всем, а еще у ребенка, даже если он не умеет себя занять, есть потребность в деятельности. Вот С. и
нашла для себя способ получать ощущения, занимать чем-то свои руки, а еще, возможно, привлекать внимание родителей.
Прежде чем икать пути решения проблемы, необходимо понять ее причины, механизмы. Так что коротко о важном.
Возможные причины:
- недостаток сенсорных ощущений,
- нарушение тактильной чувствительности,
- отсутствие собственной деятельности,
- иногда неумение привлечь внимание взрослых.
Механизмы, что происходит:
- ребенок себя щипает — получает ощущения,
- ребенок ставит себе синяки — родители переживают — подбегают каждый раз, когда видят, что ребенок себя щипает, а ребенок в такой ситуации запоминает: «Я себя щипаю — сразу приходят родители и общаются со мной.»
Так что же делать?
- Определить, действительно ли это аутостимуляция или есть другие причины такого поведения. Для этого собираем информацию о поведении, записываем все случаи!!! Поможет в этом специалист, знающий принципы прикладного анализа поведения.
- Работать с аутостимуляцией «щипает себя»
! Насыщаем чувственно — сенсорно
- попробовать шуршащие пакеты от упаковки вещей или игрушек
- большой поп-ит и несколько маленьких для свободного времени и для занятий
- попробовать спинер или симпл-димпл (спинер с пупырками)
- ходить по массажным коврикам (с камушками, травкой, шипами)
- массажеры (с шипами, роликами, вибрационные)
- массаж пальчиков и ладошек со стишками «Сорока, сорока, где была? - Далеко...», «Мы делили апельсин»
- делать коврики тактильные, например, вельветовый, из искусственного меха, из пайеток
- можно попробовать когнитивные коврики и муфты, которые продают магазины для людей с болезнью Альцгеймера
- выполнять на полу перекаты по комнате (ребенок лежит, руки вытянуты вверх, перекатывается роллом по полу)
- игры с крупами или фасолью
- игры с водой
- игра с прищепками
- Защищать тело ребенка и предотвращать получение ощущений нежелательным образом:
- одевать в одежду с длинным рукавом и штанинами,
- надевать перчатки (если ребенок сопротивляется,то надевать во время мультиков и в низ оставлять).
- Вовлекать во взаимодействие — выполнять дела по дому вместе со взрослым:
- выгружать посудомоечную машину: ребенок вынимает ложки-вилки, дает маме - мама убирает
- помогать мыть овощи: мама чистит — ребенок кадет в воду
- класть в таз высушенное белье: мама снимает с сушилки и подает — ребенок кладет
- вытирать игрушки в ванной: на табуретке полотенце, мама дает игрушку, а ребенок кладет на полотенце, свободным краем промакивает
- наполнять собаке миску с водой: мама дает чашечку с маленьким количеством воды ребенку, а он выливает собаке в миску, отдает маме и снова получает чашечку с водой, так постепенно наполняет миску для собаки.
Защита, сенсорное обогащение и вовлечение во взаимодействие могут снизить частоту аутостимуляций у ребенка. Но если это совершенно не помогает, скорее всего, причина возникновения такого нежелательного поведения выявлена не правильно, это не аутостимуляция. В таком случае необходимо выяснять причину и определять пути преодоления и замещения самоповреждающего поведения на приемлемое в тех ситуациях, для решения которых ребенок его использует.