Найти тему

НОРМАНДИЯ – НЕМАН - аэродром Хатенки под Козельском

4 апреля впервые на боевой вылет с аэродрома близ Полотняного Завода была поднята в воздух по тревоге пара Дервилль — Дюран на поиски самолета-разведчика.

5 апреля 1943 г. эскадрилья вступила в свой первый бой. Во время сопровождения самолета-разведчика на Ельню он был атакован парой «Фокке-Вульфов», не заметивших истребителей сопровождения, которые шли намного выше. Дебют был удачным: два пилота эскадрильи,

Альбер Прециози и Альбер Дюран, открыли счет сбитым самолетам противника. 13 апреля 1943 г. майор Жан Тюлян решил вывести своих пилотов на свободную охоту над Спас-Деменском.

Три пары истребителей вылетели во второй половине дня: Дюран — Познанский, Маэ — Бизьен и Тюлян — Дервилль. За линией фронта они были атакованы 12 самолетами противника. Альбер Дюран и Ив Маэ сбили по одному самолету, но Ив Маэ потерял своего ведомого. Аспирант Ив Бизьен стал первой боевой потерей «Нормандии». Его самолет был подбит, загорелся и упал. Жан Тюлян отдал приказ отходить кто как сможет. Через несколько минут был подбит самолет Андрея Познанского. На подходе к линии фронта был сбит Раймон Дервилль. В первом же вылете на «свободную охоту» и всего лишь во втором бою эскадрилья потеряла трех из четырнадцати пилотов. Их судьба навсегда осталась неизвестной. Потеря трех пилотов за один день, уже во втором бою, вызвала сильное беспокойство как советского командования, так и французской военной миссии. На заседании Военного совета 1‑й воздушной армии было решено передать «Нормандию» из подчинения 204‑й бомбардировочной дивизии в оперативное подчинение 303‑й гвардейской авиадивизии под командованием генерал‑майора Захарова. Для освоения необходимых навыков ведения воздушного боя и перенимания опыта советских истребителей. Уже 16 апреля группа была переведена с аэродрома Полотняный Завод на аэродром в Мосальск-Василевское, где располагалась недавно созданная дивизия, в которой французы уже останутся до конца войны. Начало мая 1943 г. Вермахт готовит наступление под Курском — операцию «Цитадель». Красная армия принимает контрмеры, в частности бомбардировки транспортных коммуникаций противника. «Нормандия», как и вся советская авиация, участвует в ежедневных вылетах. Марсель Лефевр и Альбер Дюран открыли счет победам, причем Марсель Лефевр сбил два самолета.

В начале июня десять оставшихся самолетов «Нормандии» перелетели на новый аэродром Хатенки под Козельском Калужской области, куда 9 июня прибыл майор Пьер Пуяд с пополнением. Включая трех ранее прибывших пилотов, их было 12 в этой второй группе. Также с ними прибыл переводчик Анатолий Коро. Именно с этого аэродрома работали французские лётчики в орловском небе.

12 июля 1943 г. началась битва за Орел. Пилоты после месяца тренировок сразу включились в бои. 8 из 12 пилотов второй группы пополнения «Нормандии» погибли в первые три месяца, причем трое уже в первый месяц, и только три пилота этой группы вернулись с войны. Битва за Орел, наверное, одна из труднейших в боевом пути «Нормандии». В это время вылеты шли один за другим. До 5–6 в сутки.

-2

Аэродром Хатенки и сейчас неплохо сохранился. По краю леса можно увидеть остатки укрытий для самолётов, землянки, сохранилась взлётно-посадочная полоса. В Хатенках, где жили летчики, остался колодец, которым пользовались французы.

Текст по — Дыбов С.В. «Нормандия-Неман» Подлинная история легендарного авиаполка.

Д. Федорищев