В 2022 году Нива отмечает свой 45 летие. 5 апреля 1977 года состоялась первая сборка автомобиля ВАЗ-2121 на конвейере в Тольятти. Серийное производство внедорожников началось в июле того же года, поначалу выпускали по 12—14 машин в день, и №1000 автомобиль сошел с конвейера только 31 августа. Но потом производство набрало темп, десятитысячная Нива увидела свет 2 марта 1978 года.
В 1971 году разработку полноприводного Нивы повышенной проходимости на базе Жигулей на ВАЗе, почти сразу после запуска самого завода. В 1972 году построили первый опытный образец, он имел простейший кузов без крыши, предназначался для обкатки трансмиссии. Прототипы с закрытым трехдверным кузовом были готовы весной 1973 года, окончательный облик и конструкция были готовы к началу 1976 года. Нива стала первой серийной моделью ВАЗа, разработанной советскими инженерами без помощи Фиата.
В 1993 году сошел Миллионный экземпляр с конвейера, двухмиллионный — в марте 2013-го, а на сегодняшний день тираж Нивы составляет 2,5 млн экземпляров. Из них почти 700 тысяч ушло на экспорт, более чем 100 стран мира, хотя основной объем поставок пришелся на период СССР, тогда у Нивы практически не было конкурентов на мировом рынке.
За все 45 лет производства конструкция Нивы почти не изменилась, хотя со временем двигатель становился все мощнее, а салон — комфортнее. С начала 2021 года новая внедорожник стал называться Лада Нива Legend, в гамме есть версии с тремя и пятью дверями, обе имеют облагороженную комплектацию Urban, а вдобавок есть модификация повышенной проходимости Бронто.