Как в сельской местности, так и в городе автомобилисты Ниццы рассказывают о сложностях на заправках, с которыми они столкнулись на фоне роста цен на топливо.
В Ницце все жители долины Пайон приезжают заправляться к супермаркету Кантарона, находящемуся на берегу реки. Раньше она омывала Бабазук – исторический центр Ниццы. На большом красно-чёрно-белом табло утром 21 марта цены на большинство видов топлива превысили 2 евро за литр. Репортаж из возмущённой Ниццы.
«Мы затягиваем пояса, а кто-то на нас наживается»
«Я работаю медбратом на частной практике. Поэтому я проезжаю по 40 000 километров в год, – рассказывает Филипп. – Если бы речь шла о моём удовольствии, то я бы ездил меньше. Но у меня нет выбора. Значит, приходится платить».
Те же доводы у Синди, надомного парикмахера. Она поясняет, указывая заправочным пистолетом на свою машину:
«Это мой рабочий инструмент. Скоро мне станет дороже ездить на работу, чем сидеть дома. Проблема в том, что расплачиваются всегда одни и те же. Не уверена, что в богатых семьях сравнивают цены в магазинах…».
Отсюда недалеко до Ниццы. Но это всё-таки сельская местность. Без машины здесь не обойтись. И не только для поездок на работу. Дороги в этом альпийском предгорье пролегают не через равнину всё-таки. Так что для поездок на короткие расстояние на велосипеде тоже нужна хорошая физическая подготовка. Пенсионер Жан-Жак как раз занимается велоклубом в долине, и он сердит на местные власти:
«Местные власти вдруг стали сетовать, что не проложили велодорожки для поездок в город. Куда они смотрели раньше, когда меняли дорожную сетку? А теперь, считай, опасно пользоваться теми, которые были размечены».
Сальватор, тоже пенсионер, приехал заправить свою косилку. Он не представляет, как бы пользовался велосипедом для поездок. Мужчина говорит, пожимая плечами:
«Я стараюсь не выезжать просто так. Когда я еду за покупками, то загружаю багажник на две недели, а не на одну».
Есть меньше, но заправляться
Все пытаются выкрутиться. Некоторые говорят о своём очень нестабильном финансовом состоянии.
Кристель, работающая в доме престарелых, не может сдержать эмоций:
«Я стала больше есть макарон, чтобы иметь возможность заплатить за бензин. Повышение цен – катастрофа! Как мне жить на 1 200 евро в месяц? И надбавка в 15 сантимов не решат дела. Нужно повышать зарплаты!»
Большинство людей уверены, что этот кризис только усилит неравенство.
«Первый удар – это жёлтые жилеты, потом ковид. Теперь вот события на Украине, – продолжает Жан-Жак, опираясь на крышу своего автомобиля. – Каждый раз затянуть пояса потуже просят самых бедных. Тем временем другие этим пользуются и обогащаются за наш счёт».
Прибыли, которые получили нефтяные компании в последние месяцы, возмутительны:
«Проблема не в том, что предприятия зарабатывают, – соглашается Филипп. – Вопрос в распределении этих богатств. И в таких важных отраслях как энергетика государство должно бы сохранять монополию».
Пьер приехал заправить свой автокран. У него свой взгляд на происходящее, которым и поделился с журналистами Юманите:
«Не верю я в их истории про солидарность с украинцами. Мы и так достаточно платим, нам ни к чему давать денег на других. Это государство должно уменьшить налоги. Если так и дальше пойдёт, я переложу свои возросшие расходы на моих клиентов».
На заправке в центре Ниццы слесарь-предприниматель Ришар придерживается примерно того же мнения. У него небольшой мотоцикл. Тут цены выше в среднем на 10 сантимов, чем в Кантароне. Поэтому и мотоциклистов здесь больше, чем автомобилистов:
«Полного бака мне может хватить на месяц, – улыбается Бенжамен. – Тем более что я в основном езжу на автобусе. Но меня очень беспокоят цены на электричество и газ…».