Месса си минор Иоганна Себастьяна Баха знаменита не только тем, что является одной из самых популярных партитур хорового репертуара, но и тем, что вокруг ее создания витает огромное количество загадок и тайн. Например, в какой момент Бах, протестант-лютеранин, задумал написать крупномасштабную римско-католическую мессу? И действительно ли сам Бах намеревался исполнить все произведение целиком?
К 1733 году Бах уже десять лет жил в саксонском городе Лейпциге. За это десятилетие он написал пять полных циклов церковных кантат, «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею», а также множество инструментальных произведений и оркестровых пьес. Но, несмотря на такую музыкальную продуктивность, Бах явно чувствовал себя недооцененным и часто вступал в споры по поводу гонораров.
В начале 1733 года умер Август II, король Польши и курфюрст Саксонии. Последовало пять месяцев траура, во время которого все публичное музицирование было временно приостановлено. Бах использовал эту возможность для работы над Мессой — частью литургии, исполняемой на латыни и характерной как для лютеранского, так и для римско-католического обрядов. Композитор хотел посвятить это произведение новому государю Августу III, католику, и таким образом надеялся улучшить свое положение. После завершения работы Бах посетил Августа и вручил ему копию Мессы вместе с прошением о присвоении ему придворного титула. Ходатайство не увенчалось успехом, но в конце концов Бах получил свой титул: в 1736 году он стал придворным композитором Августа.
Впервые Месса си минор была исполнена в 1733 году во время праздника, посвященного присяге Августу III. Она состояла из частей Kyrie и Gloria, которые сейчас составляют первую часть Мессы. Когда именно Бах решил расширить сочинение до полноценного изложения католической мессы — неизвестно. Некоторые исследователи считают, что часть Symbolum Nicenum (или Credo) была написана между 1742 и 1745 годами, но другие полагают, что она появилась даже раньше Kyrie и Gloria и впервые прозвучала в 1732 году. Остальные части (Sanctus, Osanna, Benedictus и Agnus Dei et Dona nobis pacem) были добавлены в конце 1740-х годов.
Месса си минор приняла окончательную форму только в последние годы жизни Баха, возможно, к 1748 году. Вероятно, композитор хотел, чтобы Месса считалась памятником его мастерства, ведь это произведение во многом основано на его ранней музыке, которую он адаптировал и усовершенствовал для достижения цели. Используя более ранний материал, он, возможно, чувствовал, что отбирает свои лучшие работы, выставляет их на обозрение и ставит на службу восхваления Бога. Но при жизни Баха Месса си минор так никогда и не исполнялась целиком.
🕊 Услышать Мессу си минор целиком вы сможете 15 апреля в исполнении оркестра Musica Viva и академического большого хора «Мастера хорового пения». Солировать в этот вечер будут Елена Дейкина (сопрано), Екатерина Воронцова (меццо-сопрано), Вячеслав Воробьев (тенор) и Игорь Подоплелов (бас). За дирижерским пультом — Лев Конторович.