Найти тему
БЛОКНОТ ЖЕНИ БОРИСОВОЙ

Ничем не мотивированный оптимизм

На днях я предложила знакомому журналисту подключиться и пописать для своего второго канала "Это по-нашему". Там речь идёт об отечественных производителях. Истории успеха с оговорками и поправками на текущую геополитическую ситуацию.

Предложение моё было "на перспективу". Денег заплатить я пока не могу, но вижу в проекте будущее - и чисто по-человечески, и коммерческое. А мой знакомый журналист временно свободен, вроде бы, пишет отлично, аналитический склад ума и все дела.

Но он отказался. Имеет право, конечно. Сказал, что российскую промышленность ждёт регресс и падение, что всё плохо, а дальше будет ещё хуже. Поэтому в российского производителя и, соответственно, успех проекта он не верит. Я была готова, аналитический склад ума предполагает скепсис по большому кругу вопросов. И не расстроилась. Наверняка, к предложению без денег я бы тоже отнеслась прохладно:) Но его высказывания меня чуть-чуть царапнули что ли.

Я немотивированный оптимист. Всегда верю в хорошее. В жизни и в людях. В палате с тяжело больными я тот, кто веселит окружающих. Я тот человек, который, услышав о подлости, чаще всего уверен, что её можно объяснить глупостью. Это многих раздражает, особенно сейчас. Но что поделать, я не могу по-другому.

Фото Артема Костюковского
Фото Артема Костюковского

У меня зачатки аналитических способностей тоже имеются. И я не в лесу живу, и примерно представляю себе экономику, выставленную за скобки мировых процессов. Но, думаю я, даже в регрессирующей отрасли работают люди. Они пытаются сделать и часто даже делают хорошо. Или не очень хорошо, но уж как получилось, но они стараются и, как та лягушка, гребут лапами. Разве можно не ценить это?

Для меня это всё равно что, например, фельдшер в деревне, из которой разъезжаются люди. Умирающая деревня. Но можно ли при этом махнуть рукой на этого фельдшера, мол, да ради чего он старается, всё равно все либо уедут, либо помрут от старости, перспектив никаких. Но человек в белом халате прямо сейчас работает, ставит уколы, перевязывает порезы - и это очень важный человек хотя бы для узкого круга людей.

Или вот районная газета. В своё время, когда я училась на журфаке, я очень пренебрежительно относилась к районным газетам - они маленькие, там работают всего несколько человек, пишут они о сущих пустяках. А потом я узнала, что у районных маленьких газет очень вовлеченные читатели, которым больше неоткуда узнать об открытии нового коровника или ремонте магазина в соседнем селе. Люди работают, потому что кому-то нужны.

Так и с современной промышленностью России, малым и средним бизнесом. Да, пока выглядит всё не очень, зависимость от внешних поставок, дефицит сырья и т.п. Но все предприниматели, с которыми я разговаривала в последнее время, намерены выжить. И максимально сохранить качество. И даже подвинуться в марже, лишь бы не улетели в космос цены.

Когда смотришь сверху - редко видишь детали. Вот, например, владелица сети московских семейных кафе "Андерсен" Анастасия Татулова написала у себя на страничке в соцсетях: "Народ, караул, миндаля и фисташек для выпечки осталось на 3 дня, внешние поставщики всё". И десятки комментариев под этим постом - люди предлагали себя в качестве поставщиков, или советовали, к кому обратиться. Оказалось, что поставщиков орехов очень много! На следующий день Татулова написала: "Классно, миндаль нашли, сейчас нам нужны тонны замороженной ягоды", - и снова адреса/явки/пароли российских хозяйств, которые морозят разную ягоду.

Я верю, что когда множество лягушек будут грести лапками, что-нибудь да выйдет. Да, не сразу. Да, некоторые утонут. Да, через боль и отчаяние. Да, с потерями в количестве, в качестве. Но масло будет обязательно, потому что другого варианта нет. По крайней мере, я так вижу.

Но напоминаю, я ничем не мотивированный оптимист. И я не на стороне всей экономики. Я на стороне каждого человека в ней.