Найти тему
Заметки мамы-училки

Что должен знать и уметь ученик в конце 3 класса по русскому языку. Темы и итоговый тест

Самое время повторить темы за учебный год, подтянуть упущенное, проверить, как усвоен материал. Что должно быть хорошо усвоено третьеклассником:

1. Части слова. Ребенок должен уметь разбирать слово по составу, выделять корень, приставку, суффикс и окончание.

2. Знать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог. Уметь их различать, знать их вопросы, приводить примеры, указывать их в тексте.

3. Знать, как проверяются слова с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными.

4. Безошибочно писать слова с сочетаниями жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк, чн.

5. Не пропускать мягкий знак в словах. Показатель мягкости или разделительные твёрдый и мягкий знаки. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (дочь, ночь, мышь, нож).

6. Выполнять звуко-буквенный разбор слова.

7. Выполнять морфологический разбор существительного, прилагательного и глагола, пользуясь памяткой.

8. Знать все падежи, вопросы к ним, уметь определять падеж существительного в предложении.

9. Склонять существительные и прилагательные по числам, родам и падежам.

10. Ребенок должен уметь изменять глаголы по временам.

11. Синонимы, антонимы, омонимы.

12. Уметь разбирать предложение по частям речи и членам предложения (Надписывать над словами части речи, подчеркивать главные члены предложения, ставить вопросы к второстепенным членам, давать характеристику предложению: какое оно по интонации и цели высказывания, простое или сложное, распространенное или нераспространенное).

Фото автора
Фото автора

Примерный итоговый тест для 3 класса по русскому языку

1. Обведи номер ряда, в котором написаны только однокоренные слова.

чистый, уборка, порядок

улетать, лётчик, лётный

белка, белый, белеть

2. Отметь слово, в котором есть приставка.

1) поездка; 2) погода; 3) удочка; 4) избушка.

3. Укажи имя существительное мужского рода:

1) окно, 2) самолёт, 3) курица, 4) брюки

4. Укажите антоним к слову "грустить"

1) печалиться; 2) расстраиваться; 3) радоваться; 4) унывать.

5. Третьеклассники приводили примеры разных частей речи.

Укажи над словами (надпиши) имена существительные, имена прилагательные, глаголы:

   аист ненастный

  переходить вертолёт

   синее плавать

6. Даны слова: яркая, горячая, узкая, маленькая. Какой частью речи являются эти слова?

1) имя существительное     2) имя прилагательное

3) глагол                 4) числительное

7. Впиши пропущенные смысловые вопросы.

говорить (________________?) тихо;

мышка (__________________?) крошечная;

купались (_________________?) в море;

нора ( ___________________?) лисья.

8. Сгруппируй слова на одинаковое правило (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные). Запиши каждую группу на отдельной строчке.

Нога, травяной, сладкий, лестница, снежинка, бровки, поздний.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В каком слове все согласные обозначают твердые звуки:
Крот, ветки, вёдра

10. Найди слова, которые пишутся слитно:

(из)городь,  (из)дома, (до)ехать, (про)сестру, (до)встречи, (под)везу

11. Найди проверочное слово для слова "цветок"

1) цветной  2) цветик   3) зацветает

12. Подчеркни в предложении главные члены:

Высоко в небе светит ослепительное солнце.

13. Найди слова, в которых нужно писать Ъ.

1) обез…яна    2) в…ехал    3) с…езд      4) об…вал

14. В какой строке только неодушевлённые имена существительные

1) лиса, туча, снег, заяц

2) учитель, дети, ящерица, лиса

3) снег, пенал, дорога, берёза

15. Где падеж определён неверно:

ел вилкой (Д.п.)

увидела на рисунке (П.п.)

лист бумаги (Р.п)

Ответы на тест не привожу, но если что-то непонятно, вы всегда можете спросить в комментариях.

Успешной вам учёбы!