Самое время повторить темы за учебный год, подтянуть упущенное, проверить, как усвоен материал. Что должно быть хорошо усвоено третьеклассником:
1. Части слова. Ребенок должен уметь разбирать слово по составу, выделять корень, приставку, суффикс и окончание.
2. Знать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог. Уметь их различать, знать их вопросы, приводить примеры, указывать их в тексте.
3. Знать, как проверяются слова с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными.
4. Безошибочно писать слова с сочетаниями жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк, чн.
5. Не пропускать мягкий знак в словах. Показатель мягкости или разделительные твёрдый и мягкий знаки. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (дочь, ночь, мышь, нож).
6. Выполнять звуко-буквенный разбор слова.
7. Выполнять морфологический разбор существительного, прилагательного и глагола, пользуясь памяткой.
8. Знать все падежи, вопросы к ним, уметь определять падеж существительного в предложении.
9. Склонять существительные и прилагательные по числам, родам и падежам.
10. Ребенок должен уметь изменять глаголы по временам.
11. Синонимы, антонимы, омонимы.
12. Уметь разбирать предложение по частям речи и членам предложения (Надписывать над словами части речи, подчеркивать главные члены предложения, ставить вопросы к второстепенным членам, давать характеристику предложению: какое оно по интонации и цели высказывания, простое или сложное, распространенное или нераспространенное).
Примерный итоговый тест для 3 класса по русскому языку
1. Обведи номер ряда, в котором написаны только однокоренные слова.
чистый, уборка, порядок
улетать, лётчик, лётный
белка, белый, белеть
2. Отметь слово, в котором есть приставка.
1) поездка; 2) погода; 3) удочка; 4) избушка.
3. Укажи имя существительное мужского рода:
1) окно, 2) самолёт, 3) курица, 4) брюки
4. Укажите антоним к слову "грустить"
1) печалиться; 2) расстраиваться; 3) радоваться; 4) унывать.
5. Третьеклассники приводили примеры разных частей речи.
Укажи над словами (надпиши) имена существительные, имена прилагательные, глаголы:
аист ненастный
переходить вертолёт
синее плавать
6. Даны слова: яркая, горячая, узкая, маленькая. Какой частью речи являются эти слова?
1) имя существительное 2) имя прилагательное
3) глагол 4) числительное
7. Впиши пропущенные смысловые вопросы.
говорить (________________?) тихо;
мышка (__________________?) крошечная;
купались (_________________?) в море;
нора ( ___________________?) лисья.
8. Сгруппируй слова на одинаковое правило (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные). Запиши каждую группу на отдельной строчке.
Нога, травяной, сладкий, лестница, снежинка, бровки, поздний.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. В каком слове все согласные обозначают твердые звуки:
Крот, ветки, вёдра
10. Найди слова, которые пишутся слитно:
(из)городь, (из)дома, (до)ехать, (про)сестру, (до)встречи, (под)везу
11. Найди проверочное слово для слова "цветок"
1) цветной 2) цветик 3) зацветает
12. Подчеркни в предложении главные члены:
Высоко в небе светит ослепительное солнце.
13. Найди слова, в которых нужно писать Ъ.
1) обез…яна 2) в…ехал 3) с…езд 4) об…вал
14. В какой строке только неодушевлённые имена существительные
1) лиса, туча, снег, заяц
2) учитель, дети, ящерица, лиса
3) снег, пенал, дорога, берёза
15. Где падеж определён неверно:
ел вилкой (Д.п.)
увидела на рисунке (П.п.)
лист бумаги (Р.п)
Ответы на тест не привожу, но если что-то непонятно, вы всегда можете спросить в комментариях.
Успешной вам учёбы!