Наткнулся тут на десятилетней давности статью, в которой объяснялся один очень интересный термин — «период полураспада компетентности». Очень заинтересовался вопросом и всем советую вникнуть в него.
Что означает данный термин? Это время с момента окончания высшего учебного заведения до срока, когда компетентность теряется наполовину. Вычислить этот срок достаточно сложно, конечно, но смысл ясен. Если человек постоянно не обновляет свои знания, то они устаревают. Появляются новые научные открытия, методики работы, стандарты и т.д.
Мало того, часть знаний неизбежно теряется. Установлено, что после окончания вуза человек забывает примерно 20% того, что он там изучал, каждый год, после чего помнит только то, с чем непосредственно работает и таким образом обновляет эти знания в голове.
Это именно то, о чем я всегда писал! Врачи, которые с момента окончания института ничему не учились, а только работали, со временем устаревают не только физически, но и морально, и интеллектуально. У нас принято гордиться не тем, сколько новых курсов ты посетил, сколько книг прочитал, во скольких профессиональных форумах участвуешь, а тем, сколько лет человек проработал в должности!
«Стаж — наше все!» А это ведь не так! Частенько молодой специалист работает куда лучше опытного врача.
Давно уже введена система дополнительного образования, когда врачи должны каждые пять лет ходить на специальные курсы, но за пару десятков лет эта система в стране так и не выросла во что-то стоящее. Часть врачей на такие курсы ходит просто поспать, часть вообще не ходит, часть покупает корочку об очередной аттестации и спокойно работает дальше, т.к. «жалко тратить время на ерунду, мне работать нужно».
А тем временем период полураспада компетентности постоянно уменьшается. Причем происходит это по экспоненте. В прошлом веке объем знаний удваивался каждые 10-15 лет, а за последние 10 лет увеличился аж в 50 раз!!! В ближайшей перспективе темпы обновления достигнут такого уровня, что знания станут устаревать буквально за пару десятков месяцев.
В некоторых отраслях, например в IT, устаревание знаний сегодня происходит за год, а в перспективе может и еще ускориться.
Это означает то, что уже сейчас человек, учащийся в вузе 5-6 лет, к концу своего обучения в плане знаний уже будет некомпетентен! То, что он изучал на первом курсе, к пятому будет безнадежно устаревшим!
Возвращаясь к медицине — анатомия, конечно, никуда не денется, она почти неизменна. А вот биология, биохимия, фармацевтика, генетика, методики лечения, медицинская аппаратура и многое другое меняются так быстро, что пять лет – это жутко много!
В нашей клинике врачи, ушедшие в декрет, возвращаясь через три года, не раз мне жаловались, что с большим трудом вливаются в любимую работу, т.к. за это время очень многое изменилось и приходится заново осваивать то, что буквально недавно считалось рутиной. А некоторые вообще уходят.
Сейчас вот доктор одна вернулась, а у нас уже слепочные массы практически не используются! Нужно сканер с нуля осваивать — это вообще другие навыки. Так и живем.
В отечественных медицинских вузах учебники и их авторы меняются крайне редко, а, как известно, полузнание хуже незнания!
Полуграмотный врач, уверенный в своей компетентности только за счет большого стажа, вполне искренне творит зло.