Найти в Дзене
Зуфар Шакур

Татарская фантастика

Оглавление

Фантастические произведения лучше, чем что бы то ни было, отражают страхи и мечты общества, его идеалы и образ врага. В Татарстане жанр утвердился в 1960-е годы.

Изучаем книги местных первопроходцев жанра, современные бестселлеры и малоизвестные рассказы .

Зуфар Фаткудинов. «Тайна стоит жизни», 1982

-2

Зуфар Фаткудинов — российский юрист, преподаватель права, в свободное от научной работы время написавший 10 романов и несколько сборников афоризмов. Фаткудинов не фантаст, а скорее представитель жанра исторического детектива с сильной мистической составляющей — казанский Дэн Браун, но без попыток разрушить тысячелетние догмы христианства.

О чем:

Ведущий ностальгической программы «Следствие вели…» на НТВ заканчивает программу знаменитой фразой «А это уже совсем другая история», и, кажется, именно она описывается в романе «Тайна стоит жизни», речь в котором идет о борьбе милиционеров и контрразведки с фашистской агентурой в Поволжье накануне Великой Отечественной войны. Действие происходит в выдуманном городе Светловолжске и поселке Святовске (их прообразами стали Казань и Свияжск). По словам автора, перед публикацией романа на изменении топонимов настояли сотрудники КГБ.

Вместе с тем в тексте сохранились оригинальные названия улиц, поэтому советская милиция пускается в погоню за шпионами по Правобулачной и Проломной. В ходе охоты раскрываются многовековые тайны Волжского монастыря (Свияжский монастырь), подземелья которого использовали в своих целях главные злодеи. Есть в романе и чистая мистика, правда, в финале она развеивается в духе «Скуби Ду», хотя автор на последней странице и пытается вновь напустить туману и надежды на сиквел.

Адлер Тимергалин. «Кабул булсын теләгең» («Да сбудется желание твое»), 1990

-3

В молодости учитель физики и математики, Адлер Тимергалин — главный татарский фантаст, всю свою жизнь посвятивший только этому жанру. Он выпустил книги «Пәһлеван кабере» («Могила пехлевана», 1960), «Ерак планетада» («На далекой планете», 1967), «Космостан кунаклар» («Пришельцы из космоса», 1974), «Таш алиһә» («Фарфоровая богиня», 1980), «Кабул булсын теләгең» («Да сбудется желание твое», 1990)

О чем:

Крепкий последователь Роберта Шекли, Адлер Тимергалин в своих небольших рассказах ищет ответ на тот же вопрос, который волновал его заокеанского коллегу: «Что станет с человеком после появления искусственного интеллекта и столкновения с внеземным разумом?». Варианты могут быть разные: в нуарном «Кибернетическом детективе» промышленного шпиона конкуренты принимают за робота нового поколения, которого нужно разобрать и изучить, астронавты из «По дороге домой» попадают на планету, жители которой предпочитают реальному миру жизнь в сновидениях с заранее заданным сценарием (привет, «Матрица»!) и сами не замечают, как впадают в спячку, а герою «Начать сначала», находящемуся на грани суицида, трижды безуспешно пытается помочь неведомый искусственный разум, способный менять причинно-следственные связи во времени. Человек все еще остается самой проблемной частью идеального будущего, а значит, по Тимергалину, у человечества есть шанс сохранить себя.

Шамиль Идиатуллин. «Татарский удар», 2005

-4

Идиатуллин окончил журфак Казанского университета, работал в газетах «Известия Татарстана» и «Время и деньги», сейчас руководит отделом региональной редакции «Коммерсанта». Номинант премий «Национальный бестселлер», «Большая книга», «Интерпресскон» и «Бронзовая улитка». В этом году у Идиатуллина вышел роман «Город Брежнев», действие которого происходит в Набережных Челнах в начале 1980-х.

О чем:

Термоядерный сюжет, в котором отразились чаяния, стремления и страхи республики начала прошлого десятилетия — цены на нефть рухнули, между национальными республиками и федеральным центром разгорелся конфликт, Татарстан готовится к выходу из состава РФ, смутой решает воспользоваться коварное руководство НАТО. Особенности «Татарского удара» — лихо закрученный сюжет, достойный картины Федора Бондарчука (американская база в Марий Эл! Триумфальное возвращение Ту-160 и возрождение завода КАПО! Уничтожение Белого дома!), обилие военно-технических деталей и беспримесный ресентимент, в котором слышны отзвуки ярости, вызванной бомбардировкой Югославии. Все это складывается в бодрый и в меру экзотичный геополитический боевик, пропитанный характерными для начала 2000-х настроениями. «Вы мне, гады, еще за Чистополь ответите».

Раис Мухаммадиев. «Билгесез планетада: фантастик hәм маҗаралы повестьлар hәм хикәяләр» («На неизвестной планете: фантастика, приключенческие повести и рассказы»), 2006

Выпускник историко-филологического факультета КГУ Раис Мухаммадиев — автор десятков фантастических рассказов и повестей. Выпустил два сборника: «На неизвестной планете: фантастика, приключенческие повести и рассказы» и «Адский цветок».

Мухаммадиев мастер коротких рассказов-зарисовок из жизни астронавтов, сталкивающихся с новыми этическими вызовами на дальних рубежах Вселенной. Команда космических разведчиков из «В мире чего только нет» находит райскую планету, населенную разумными кальмарами и внешне прекрасными, но абсолютно неразумными людьми, которых моллюски используют только на корм. Продолжительный диалог землян с аборигенами заканчивается тупиком — нужно ли спасать «людей», интеллект которых не выше кошачьего, от участи быть съеденными и можно ли их вообще считать людьми? Герои «Драгоценной планеты» — космические пираты, захватывающие планеты с целью их выгодно продать. Их не смущает заселенность планеты — наличие разумной жизни тут же повышает цену планеты. Команда находит планету-алмаз и, не веря своему счастью, начинает сходить с ума, даже не сумев осознать, что сами стали заложниками местных жителей.

Фаниль Галеев. «О чем молчали звезды», 2008

-5

Экс-прокурор Приволжского района Казани и страстный любитель уфологии Фаниль Галеев больше известен сборником детективов о работе советской прокуратуры «По следам призрака». Несмотря на то что он, по собственным словам, самостоятельно собрал шесть альбомов со снимками НЛО, к фантастике автор обратился лишь однажды — в романе «О чем молчали звезды».

О чем:

Погоня за преступниками оканчивается для участкового из татарстанской глубинки Амирхана Закирова печально — он встречает летающую тарелку, влюбляется в инопланетянку с фиолетовыми глазами и через какое-то время убегает из страны, запертой за железным занавесом, прямо на райскую планету Эндигор. Несмотря на наличие новой жены Суанты и детей, тоска съедает душу Альтакса (новое имя Амирхана) и он решает вернуться. На Земле давно нет СССР и США, контакты с новыми мирами стали обыденностью, земная жена Асия умерла, а сын Марат, с детства одержимый внезапным исчезновением отца, стал уважаемым ученым-уфологом. В этот момент татарстанский роман становится похожим на голливудский фильм, и вот уже в эпизоде разговора молодого отца со своим постаревшим ребенком невольно видишь аналогичный эпизод из «Интерстеллара». Но призрак Нолана исчезает, как только в тексте появляются обороты вроде «Стояла погожая августовская пора», которые, казалось бы, навсегда остались в советских учебниках.

Айнур Сибгатуллин. «Завещание профессора Аль-Муртада», 2016

Юрист, энтузиаст татарского интернета, лауреат премии им. Людмилы Козинец «Фиолетовый кристалл» (за лучшее литературное произведение 2015 года, посвященное Крыму), автор книги «Исламский интернет» и нескольких коротких фантастических рассказов.

О чем:

Недалекое будущее, в котором уже доступны технологии биопринтинга, но все еще отрубают руки за воровство по закону шариата. Главный герой (мусульманин, конечно) лишается конечности после кражи пирожных и, чтобы вернуть себе привлекательность в глазах женщин, запирается в лаборатории и не выходит, пока не удается напечатать новую руку. Троп «безумного изобретателя» приводит его к полной перестройке тела — герой учится летать, плавать под водой как кит, двигать железнодорожные составы телекинезом. Он делится изобретенной им технологией с братьями по вере, которые, усовершенствовав свои тела, сначала подчиняют халифату Европу, а потом начинают биться между собой — ситуация осложняется тем, что модифицированные люди бессмертны.

Альбина Нури. «Вычеркнутая из жизни», 2017

-6

Нури (настоящая фамилия — Нурисламова) пусть и не совсем фантаст, зато нечастый пример коммерчески успешного писателя из Татарстана. До того как посвятить себя жанру мистического триллера, Нури работала замглавреда «Известий Татарстана», публиковала прозу под псевдонимами Алла Глебова и Гоша Таланов. По словам писательницы, ее вдохновляют полузаброшенные городские локации: «В некоторых местах Казани я ощущаю некую таинственную силу — в старой части города, рядом с оврагами в Ометьево, которые кажутся мне гигантскими ранами». Нурисламова крайне плодовитый автор: весной этого года она рассказывала в интервью, что отправила в издательство «Эксмо» (серия «За гранью») три новых романа и продолжает работу над еще одним, и это не считая готовящегося к выходу сборника произведений малой формы.

О чем:

Сюжет изобилующих диалогами «Пропавших в раю» подозрительно похож на нетленку Филиппа К. Дика «Распалась связь времен» (впрочем, вы могли встретить его и в других вариантах). Главная героиня замечает, что привычная реальность вдруг начинает трансформироваться: сначала купленные в магазине туфли дома меняют цвет, потом мужа сестры почему-то начинают звать другим именем, и в конце концов происходящее заставляет героиню полностью усомниться в достоверности собственных воспоминаний.

Алмаз Загрутдинов

Феликс Сандалов