Найти тему

ИКОНОПИСНЫЕ СТЯГИ. НАЧАЛО РУССКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ

Оглавление

В Россию геральдика приходит в XVII веке. У нас не было рыцарей как социальной группы в среде которых и зародилась традиция личных гербов. Но существовала собственная мощная воинская культура. И вместе с ней развитая традиция воинских знаков, например, полковых стягов. Первоначально русская геральдика серьезно заимствовала из данной традиции. И еще изображений на личных печатях бояр и князей. Но какое значение имели стяги?

Большой кусок ткани яркого цвета на древке и есть стяг. Его использовали, только когда войско шло в бой. Стяг снимали с древка и везли отдельно на телегах. А перед боем привязывали к перекладине. На пожелтевших страницах летописей есть выражение «Не поставиши стяга». Что значит «застали врасплох». Существовало еще одно слово для обозначения воинского знамени – хоругвь, являющееся общеславянским термином.

Одним из древнейших знамён России является знамя 2-го Ополчения 1612 года. Знамя Минина и Пожарского
Одним из древнейших знамён России является знамя 2-го Ополчения 1612 года. Знамя Минина и Пожарского

Полковые или царские знамена делались огромного размера. Один человек был не способен их удержать. И поэтому знаменосцев числилось сразу два или три, и они назывались «стяговики». Древко могли вкопать в землю, и тогда эти люди не держали, а только защищали стяг. Его падение могло вызвать смятие среди ратников, а поэтому неприятности избегали как могли.

У княжеского войска было обычно несколько стягов. И их практическое назначение — это указать на место положение «своих», удобный ориентир во время боя. Но знамя служит и символом власти, указывая на положение победителя или хозяина земли. В начале ХIII века в Галицко-Волынской летописи рассказывается о походе князей Даниила и Василька Романовичей к польскому городу КАлишу. Польские воины обращались к своему князю: «Если русское знамя водрузится на городских стенах, то кому воздашь честь?».

В южно-русских землях стяги вывешивали на ворота и стены крепостей, на манер Западной Европы. Но в других регионах Руси такая традиция отсутствовала.

Знамя Большого полка Великого государя царя Алексея Михайловича 10 ноября 1654 г. Оружейная палата. Кремль, Москва
Знамя Большого полка Великого государя царя Алексея Михайловича 10 ноября 1654 г. Оружейная палата. Кремль, Москва

Рисунки на стягах


На Руси прекрасно знали о западноевропейской геральдике. Но намеренно не использовали. Как пишет геральдист Юрий Васильевич Арсеньев, наши предки считали неуместным изображать на стягах мирские образы. Птицы и звери как флагах иноземных войск оказывались непонятными и казались кощунственными религиозным людям 12-16 веков. Поэтому использовались только "святые" рисунки. Первоначально это был крест, позже Спас Нерукотворный. Так В Куликовской битве в 1380 г. стяг князя Дмитрия Иоанновича имел образ Христа Спасителя.

Знамя неизвестного солдатского полка Конец 17 века Собрание Московского кремля
Знамя неизвестного солдатского полка Конец 17 века Собрание Московского кремля

Иконописный стяг во время войны мог использоваться вместо иконы. На него разрешалось молиться воинам перед битвой. В «Сказании о Мамаевом побоище» красочно рассказывается как перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами. В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно

К XVI веку сюжеты стали разнообразней: Георгий Победоносец на коне с копьем, летящие перед войском ангелы, апостолы, пророки, святые покровители войска или города и т.д. На Великом стяге Ивана Грозного изображен архангел Михаил за которым следует войско. Порой стяги освящали по чину икон. И полотнище действительно почиталось как икона. И только в позднее время русского средневековья стали добавлять надписи на латыни и «житейские рисунки».

Стяги и Оружейная палата

Знамя Большого наряда (артиллерии) русской армии в Государевом походе на Смоленск 1654 г. из собрания Оружейной палаты Московского кремля
Знамя Большого наряда (артиллерии) русской армии в Государевом походе на Смоленск 1654 г. из собрания Оружейной палаты Московского кремля

Когда стяг изнашивался его отвозили в Оружейную палату. Там содержался целый штат живописцев специально для знамен. Они делали его копию и отправляли обратно. Кстати, туда же отвозили стяги по окончании сражения до следующей битвы. В некотором смысле можно считать прообразом музейного хранения.

Иконописные стяги применяли вплоть до начала XVIII века. Фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев был последним кому было вручено полковое знамя в 1701 году. Вскоре после указа Петра Первого полковых знамен древнего образца не осталось. В России началась новая страница истории, и иконописные знамена ушли в прошлое.

Подписывайтесь на наши паблики: