В Россию геральдика приходит в XVII веке. У нас не было рыцарей как социальной группы в среде которых и зародилась традиция личных гербов. Но существовала собственная мощная воинская культура. И вместе с ней развитая традиция воинских знаков, например, полковых стягов. Первоначально русская геральдика серьезно заимствовала из данной традиции. И еще изображений на личных печатях бояр и князей. Но какое значение имели стяги?
Большой кусок ткани яркого цвета на древке и есть стяг. Его использовали, только когда войско шло в бой. Стяг снимали с древка и везли отдельно на телегах. А перед боем привязывали к перекладине. На пожелтевших страницах летописей есть выражение «Не поставиши стяга». Что значит «застали врасплох». Существовало еще одно слово для обозначения воинского знамени – хоругвь, являющееся общеславянским термином.
Полковые или царские знамена делались огромного размера. Один человек был не способен их удержать. И поэтому знаменосцев числилось сразу два или три, и они назывались «стяговики». Древко могли вкопать в землю, и тогда эти люди не держали, а только защищали стяг. Его падение могло вызвать смятие среди ратников, а поэтому неприятности избегали как могли.
У княжеского войска было обычно несколько стягов. И их практическое назначение — это указать на место положение «своих», удобный ориентир во время боя. Но знамя служит и символом власти, указывая на положение победителя или хозяина земли. В начале ХIII века в Галицко-Волынской летописи рассказывается о походе князей Даниила и Василька Романовичей к польскому городу КАлишу. Польские воины обращались к своему князю: «Если русское знамя водрузится на городских стенах, то кому воздашь честь?».
В южно-русских землях стяги вывешивали на ворота и стены крепостей, на манер Западной Европы. Но в других регионах Руси такая традиция отсутствовала.
Рисунки на стягах
На Руси прекрасно знали о западноевропейской геральдике. Но намеренно не использовали. Как пишет геральдист Юрий Васильевич Арсеньев, наши предки считали неуместным изображать на стягах мирские образы. Птицы и звери как флагах иноземных войск оказывались непонятными и казались кощунственными религиозным людям 12-16 веков. Поэтому использовались только "святые" рисунки. Первоначально это был крест, позже Спас Нерукотворный. Так В Куликовской битве в 1380 г. стяг князя Дмитрия Иоанновича имел образ Христа Спасителя.
Иконописный стяг во время войны мог использоваться вместо иконы. На него разрешалось молиться воинам перед битвой. В «Сказании о Мамаевом побоище» красочно рассказывается как перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами. В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно
К XVI веку сюжеты стали разнообразней: Георгий Победоносец на коне с копьем, летящие перед войском ангелы, апостолы, пророки, святые покровители войска или города и т.д. На Великом стяге Ивана Грозного изображен архангел Михаил за которым следует войско. Порой стяги освящали по чину икон. И полотнище действительно почиталось как икона. И только в позднее время русского средневековья стали добавлять надписи на латыни и «житейские рисунки».
Стяги и Оружейная палата
Когда стяг изнашивался его отвозили в Оружейную палату. Там содержался целый штат живописцев специально для знамен. Они делали его копию и отправляли обратно. Кстати, туда же отвозили стяги по окончании сражения до следующей битвы. В некотором смысле можно считать прообразом музейного хранения.
Иконописные стяги применяли вплоть до начала XVIII века. Фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев был последним кому было вручено полковое знамя в 1701 году. Вскоре после указа Петра Первого полковых знамен древнего образца не осталось. В России началась новая страница истории, и иконописные знамена ушли в прошлое.
Подписывайтесь на наши паблики: