Болезнь — существенное изменение обстоятельств, поэтому турист вправе потребовать изменить условия договора или расторгнуть его. Первым делом нужно обратиться к туроператору или турагенту, у которого клиент приобрел путевку, и сообщить об отказе от поездки.
Важно успеть отказаться до начала поездки. Других ограничений по срокам нет, поскольку путешественник может заболеть в любой момент — даже за пару часов до вылета.
В вашем вопросе не указано, каким образом вы обратились к туроператору. Поэтому вкратце расскажу, как можно подать заявление об отказе от тура:
1. Отправить его заказным письмом с уведомлением. Такое письмо идет дольше обычного, поэтому заявление стоит продублировать на электронную почту, указанную в договоре.
2. Принести заявление в офис туристической компании лично. В этом случае нужно распечатать два экземпляра документа: для агентства и для себя. Второй экземпляр должен подписать сотрудник компании.
3. Если у туриста нет возможности сразу отправить письмо, можно позвонить по телефону и сделать запись разговора. По закону предупреждать сотрудника агентства о том, что ведется запись, необязательно. А суд вправе принять запись в качестве доказательства или отказать — зависит от обстоятельств дела. Еще номер агентства останется в распечатке истории телефонных звонков. Такой документ использовал герой статьи Т—Ж, чтобы подтвердить, что он вовремя предупредил туроператора о болезни.
Кроме заявления понадобится медицинская справка о болезни. Тем, кто болеет дома, нужно вызвать врача, чтобы он подтвердил заболевание и выдал справку. Тем, кто оказался в больнице, — получить документ о госпитализации и лечении. Если продавец тура не примет эти справки и откажется расторгать договор, они пригодятся в суде.
На какие суммы может рассчитывать турист❓
В законе «О защите прав потребителей» и гражданском кодексе сказано, что покупатель может отказаться от услуг в любое время. При этом он должен возместить расходы, которые фактически понес продавец.
Болезнь не считается особым обстоятельством, которое освобождает от возмещения расходов. Например, если путешественник заболел перед поездкой, а агент уже оплатил номер в отеле, отель может взыскать штраф за отмену — эту сумму удержат с туриста.
Вы не уточнили, какие именно услуги входили в тур, если перелеты и дополнительные гостиницы вы оплатили отдельно. При этом расходы туроператора, по его словам, составили 84% от всей стоимости путевки. Можно предположить, что в эту цену входили номер в основном отеле, трансферы, экскурсии и питание. Но даже в этом случае штрафы за отмену броней вряд ли могли составить практически полную их стоимость.
Вы отказались от тура до его начала, а значит, не воспользовались ни номерами в отеле, ни трансферами, ни какими-либо другими услугами, которые входили в пакет. Туроператор не может просто сказать, что он оплатил эти услуги, поэтому деньги не возвращаются. Все расходы он должен подтвердить документами — только тогда их разрешено вычесть из стоимости путевки.
Похожая ситуация произошла в 2015 году. Жительница Петербурга купила тур в Болгарию за 53 000 Р на 6—20 июля. 24 июня ее экстренно госпитализировали, о чем женщина сообщила турагенту по телефону 26 июня — за 10 дней до поездки.
Она попросила агентство перенести тур на другую дату и даже была готова доплатить 20 000 Р. Но компания ответила, что перенос тура будет стоить 45 000 Р. Такие условия туристке не подошли.
Тогда она решила написать заявление и аннулировать тур. Но женщина смогла это сделать только 8 июля, когда вышла из больницы. В турагентстве сообщили, что дата начала поездки уже наступила, а значит, компания понесла расходы, поэтому они готовы вернуть только агентское вознаграждение — 2722 Р. Тогда туристка обратилась в суд.