Близится 75-летний юбилей одного из величайших гитаристов XX века - Стива Хау из Yes. Конечно, я посвящу ему отдельную статью. Но сегодня будет обязательная, своего рода промежуточная статья, связывающая еще несколько нитей семьи Yes.
...
Год 1981-й. Вскоре после выхода очень нетипичного и не слишком успешного альбома Drama, о приостановке своей деятельности объявила группа Yes.
Состав, которым записывался этот альбом, оказался очень уж странным. Дело в том, что годом ранее, в марте 1980, из группы ушли сразу два движка - Джон Андерсон и Рик Уэйкман. Yes остался без вокала и клавишных. А тем временем молодая нью-вейв-команда The Buggles в составе вокалиста Тревора Хорна и клавишника Джеффри Даунса только что выстрелила своим хитом "Video Killed the Radio Star". Я уже рассказывал о ней в своей предыдущей статье. Так вышло, что за дела и Buggles, и Yes отвечал один и тот же менеджер - Брайан Лейн. Его идея свести их вместе была, конечно, максимально дикой, поскольку эти группы вообще с разных концов музыкальной планеты (более того, именно нью-вейв как ветвь панк-рока ответственнен за то, что прогрессив-рок перестал быть мейнстримом в конце 1970-х).
Однако у этих двух коллективов на удивление оказались точки соприкосновения. Во-первых, и Хорн, и Даунс знали музыкантов Yes и уважали их авторитет. Во-вторых, у самих Buggles была готовая песня в более расширенном, прогрессивном стиле, которая не вписывалась ни в формат Buggles, ни в формат нью-вейва вообще. Забегая вперед, скажу, что это была "Fly From Here", и ей было суждено увидеть свет лишь 30 лет спустя, на одноименном альбоме Yes 2011 года. Но это отдельная история. Важнее то, что в-третьих, Yes-у не хватало именно таких музыкантов, а Хорн к тому же обладал фальцетом, вполне походящим на голос Андерсона. Паззл сошелся... правда, всего на один альбом. Drama - это в общем неплохой релиз, но он получился настолько неYes-овским, что так и не смог удержать группу от распада.
Таким образом, в 1981 году освободился и Тревор Хорн, который после этого стал чистым продюсером и продвиженцем нью-вейв и синт-поп-хитов. Но при этом он и с Yes связал себя на долгие годы, став продюсером нескольких их альбомов, начиная с 90125. Освободились и Джеффри Даунс и Стив Хау - и заскучали.
В это же время (опять же "благодаря" нью-вейву) фактически закончилась история супергруппы Emerson, Lake & Palmer (реинкарнация этого трио с ударником Rainbow Кози Пауэллом - это другая и намного менее интересная история). Так что заскучал еще и один из величайших ударников XX века Карл Палмер.
Объединил этих людей Джон Уэттон - басист еще одной великой прогрессив-группы King Crimson, составивший там с ударником Биллом Бруфордом один из самых крутых в истории эталонов ритм-секции. После первого распада Фрипповского творения после альбома Red в 1974 году, Джон все искал, куда бы приложить свою энергию. Его участие в известнейших группах Roxy Music и Uriah Heep пошло ему на пользу. В 1977 году он, снова прихватив Бруфорда, наконец осмелился основать свою группу U.K., которая полностью перешла в мейнстрим и начала играть "музыку для 40-летних детей Вудстока" - то, что скоро начнут называть AOR (Adult-Oriented Rock, именно эту расшифровку я считаю наиболее точной).
Энтузиазма Уэттона хватило на 2 альбома U.K., после чего группа распалась, а Джон продолжил искать себя с различных коллаборациях (включая совместные идеи с Риком Уэйкманом, Карлом Палмером и даже Тревором Рабином), пока, наконец, он не зацепился за Стива Хау. Начав писать музыку вместе, они пришли к тому, что пора расширять состав и давать своим наработкам выход в свет. Джон, естественно, подтащил Карла Палмера, а Стив - бывшего коллегу по Drama Джеффри Даунса, который хоть и не был клавишным виртуозом, как было принято в 1970-х, но умел именно построить современный электронный звук.
Так появился один из самых хитрожопых супер-рок-проектов XX века - группа Asia.
Asia - Heat of the Moment ("Asia", 1982)
Еще до того, как эта мега-коалиция (в окончательном составе Джон Уэттон, Стив Хау, Джеффри Даунс и Карл Палмер), записала в студии первую свою ноту, весь мир уже только и гудел о новой группе. Asia действительно была создана как супергруппа, потому что каждое имя этой четверки (ну, кроме Даунса) последние 10 лет вызывало у прогрессивного мира неконтролируемый поток благоговейных вздохов - это ж каких музыкальных высот они достигнут, объединившись?! Так что еще ненаписанный альбом разошелся предзаказом какими-то немыслимыми миллионными количествами, и уже бойко шла продажа билетов на концерты будущего мирового тура. Но вот альбом вышел, и оголтелые покупатели, жадно порвавшие тираж на клочки, испытали новое для себя и музыкального мира ощущение...
(вот в этом месте прошу послушать эту очень известную вещь, а потом читать дальше)....
Так вот, вроде и качественная музыка, и вроде даже обложка Самого Роджера Дина. Плеваться вроде не из-за чего, даже ничего плохого сказать нельзя. Песня-гимн, ее даже Эрик Картман исполнял в Южном Парке. Знаковая песня.
Но... откуда это странное, глубокое чувство, что тебя... торжественно, аккуратно, качественно....как бы помягче сказать,.. на@бали...?
Лично я этот альбом впервые услышал через 20 лет после его выхода, в 2002 году, и все равно был разочарован. Именно потому что сначала я увидел имена в составе, увидел крутейшую обложку и ожидал, что получу продолжение Yes, пусть даже и образца 1983 года (альбом "90125").
А получил продолжение U.K. - плотный, качественный, но уже трижды жеванный AOR.
Asia - The Heat Goes On ("Alpha", 1983)
То, что происходило дальше, также не укладывалось в законы шоу-бизнеса. Да в общем, законы эти, можно сказать, писались тогда по ходу дела, поскольку случай был очень нестандартный. Asia, судя по первому альбому, должна была стать группой-однодневкой. Но она быстро выпустила второй альбом, который по инерции также был расхватан, хотя в нем не было ничего нового. Да еще и звук его был на диво поганен, но по какой-то непонятной причине лучшей его песне "The Heat Goes On" это даже пошло на руку.
Этот альбом уже продавался не так хорошо, а поскольку группа исходно была заточена на коммерческую прибыль, сей финансовый факт оказался важным для ее судьбы. Дошло до того, что из группы уволили ее основателя - Джона Уэттона (история там темная, основная версия заключалась в некачественной работе Джона на сцене из-за злоупотребления алкоголем, хотя от такого специалиста вряд ли можно было ожидать серьезных ошибок). Вместо него петь на сцене пригласили Грега Лейка из E.L.P., который, однако, очень быстро разочаровался в материале группы и ушел из нее сам. В итоге в группу вернули Уэттона, но тот поставил условие, что из нее уйдет Стив Хау (видимо он как главный педант и был источником критики Уэттона). После этого трио с менее известным и более прямолинейным приглашенным гитаристом записало третий альбом Astra (1985), который уже объективно оказался настолько плох, что группа вскоре развалилась.
Попытки снова собрать группу возобновились в 1989 году силами Уэттона и Палмера, вскоре к ним присоединился Джефф Даунс и очередной левый гитарист. Получился недо-сборник-недо-альбом Then and Now, после которого Уэттон покинул группу уже всерьез.
.......
Вообще историю группы Asia принято делить на несколько этапов: до 1986 года - "оригинальная" Asia с Хау, Уэттоном и Палмером, 1991-2006 - "Пэйновская" эра, 2006-2013. - "возрождение" оригинальной Asia, с 2017 - по сути доживание после окончательного ухода из группы Стива Хау и смерти Джона Уэттона. Это, конечно сильное упрощение, потому что Asia, по сути - это большой котел, где в разное время варился совсем разный набор музыкантов. Все это время только Джеффри Даунс был ее бессменным участником. Остальные участники, десятки их, включая Хау, иногда заходили в нее погостить. Но так же, как и в случае с Yes, Asia всегда была узнаваемой, какой бы салат в ней ни играл.
"Пэйновская" эра была результатом влияния вокалиста Джона Пэйна, чей творческий дуэт с Даунсом оказался способным возродить Asia из пепла в 1991 году и определил стиль группы в 90-е и начале 2000-х годов. Многим не нравится вокал Пэйна, и мне он тоже поначалу не нравился. Первый альбом обновленной Asia - Aqua 1992 года я так и не смог дослушать до конца, несмотря на довольно тонкую работу ненадолго вернувшегося Стива Хау. Первые же две вещи этого альбома вскрывают дикий диссонанс - ну не сочетается акустическая гитара Хау с надрывными воплями Пейна, они могут существовать только раздельно. А к Пейну полагается другой, более грубый звук электрогитары, которая здесь принадлежит Элу Питрелли (гитаристу Megadeth и Элиса Купера), а тексты - в основном Джеффри Даунсу.
Ну и кому в такой группе нужен был Стив Хау? Кто-то тут должен быть уйти - или Пейн, или Хау. Ушел Хау, и, как и Уэттон - надолго.
Asia - Free (Aura, 2001)
Следующие два альбома остатков группы (Aria, 1994 и Arena, 1996) тоже пропустим. От дуэта Даунс-Пейн мало кто ожидал прорыва, и народ, который они позвали на запись (особенно это касается Arena), был уже совсем не первой линии. Это альбомы именно скучные и вторичные.
Зато Пейн в них рос как вокалист. Исходно отторгая его, я начал слышать в нем очень стоящий подход к делу - это очень профессиональный голос, выдающий ровно столько эмоций, сколько требуется в данный момент. Пэйн поставил свой голос под жесткий контроль, и поэтому ему наверняка не грозит проблема переработки, с которой сталкиваются многие вокалисты, дающие по сто концертов в год. Кроме того, именно после Arena группа решила хоть немного и постепенно, но вернуться к прогрессив-року, а не только штамповать коммерческие AOR-диски.
Так получился мой любимый альбом Asia - Aura (2001).
Помимо превосходного музыкального материала, этот альбом отметился рекордным количеством "приглашенных" музыкантов. Одних гитаристов там поучаствовало пятеро, включая опять же Стива Хау и замечательного гитариста из группы Saga Айана Крайтона (они на пару поделили гитары в The Last Time и как раз в Free). В большинстве из остальных треков за гитарами рулил включенный в постоянный состав группы Гатри Гован. Опять же, для меня большая радость под это дело показывать картины Роджера Дина - он и для Asia сделал почти все обложки - вот уж настоящий член семьи Yes!
Asia - Awake (Aura, 2001)
Но вернемся к вокалу. Думаю, дело в том, что исступленные оры Пейна здесь именно попали в материал альбома Aura, насыщенный религиозным подтекстом. Так что Пейн мне показался убедительным именно как вокалист-проповедник. Вот яркий пример - "Awake". На первый взгляд это довольно странная мантра. Музыка механическая, с грубо склеенным сэмпловым звучанием (особенно это слышно на ударных). Хоры утрированно католические, аллилуйя-подобные. Тексты взяты с претензией на духовность, из "Рубаят" Омара Хайяма. А при этом это одна из моих самых любимых песен.
Странно? Да ничуть. Просто эта песня одна из немногих, кто передает ощущение, состояние. Она абсолютно цельна и чиста в своем посыле. Одна из самых универсальных музык, что я слышал, где-то рядом с колокольным звоном. Неважно, случайно это получилось или специально - у меня эта песня находит глубокий отклик на уровне вибраций.
Asia - Long Way Home (Silent Nation, 2004)
Вообще 2001 год был очень плодотворным на шедевры. Как будто в начале тысячелетия все творческие люди, молодые и не очень, вдруг встрепенулись и все вместе высказали надежду войти в новое время с желанием жить и творить. Yes тогда разразился гениальным "Magnification", a-ha и E.L.O восстали из пепла со своими "Minor Earth Major Sky" и "Zoom", Майк Олдфилд выпустил праздничный "Millenium Bell", а Pendragon - свой лучший альбом "Not of this World". Долго такая вспышка, конечно, продолжаться не могла. И все же я поставлю вещь со следующего после Aura альбома - Silent Nation (2004), до которого просто докатилось то состояние осознанного взгляда в небо, которое электризовало, пронизывало Aura и весь первый год нового тысячелетия.
Вот такой AOR мне по душе! Вроде и попса, но какая-то светлая и легкая, без лишнего давления на значимость, без псевдоэмоциональных закатываний глаз и стенаний. Очень честная вещь.
Я когда слышу такое, всегда думаю о безусловной пользе зрелости. Это когда человек уже давно никому ничего не собирается доказывать, а просто делает то, что считает нужным, храня в себе одновременно и мудрость, и мальчишество.
Так оно и продолжилось. В 2006 году Даунс задумал воссоединение классического состава Asia. Джону Пейну, отработавшему в группе 15 лет, разрешили забрать Гатри Гована и продолжить концертную деятельность под именем "Asia featuring John Payne". Ну а восстановленный "оригинальный" состав сначала съездил в тур, снова притерся друг к другу, после чего помпезно объединил о возрождении группы, разродившись, как и в 1982 году, пафосным альбомом Phoenix.
И что? И то - опять наступив на те же грабли! Альбом вышел на удивление слабым и невыразительным - обратно пропорционально тем ожиданиям, которые на него возлагались!
А вот потом все стало на свои места. Группа вновь перестала жить ожиданиями и стала просто писать музыку и выпускать альбомы без пафоса и помпы. И знаете, некоторые песни из альбомов Omega (2010) и XXX (2012) я даже не просто назову слушабельными: со скидкой на вторичность (в этом жанре ничего нового никто уже никогда не сделает) они просто замечательные и ничем не уступают материалу их первого альбома. А "Bury Me in Willow" - превосходит...
Что касается последнего альбома Asia - Gravitas (2014), то он вновь записывался без Стива Хау. Если у вечно молодого вездесущего Джеффри Даунса хватало энергии работать на две группы (напоминаю, помимо Asia он стал постоянным членом Yes с 2011 года и работает там по сей день), то у 66-летнего Стива этих сил уже было не так много, и он ушел из Asia, чтобы полностью посвятить себя главному своему дому - группе Yes. Так вот без него троица Уэттон-Даунс-Палмер, найдя через Youtube нового мальчика-гитариста (когда он родился, Asia уже 5 лет как гремела по всему миру), предприняла последнюю отчаянную попытку вновь приблизить группу Asia к прогрессив-року. Ну или хотя бы к нео-прогу. Альбом вновь получился вторичным, но он точно был не хуже, чем последний вышедший на тот момент альбом таких же сыпящих песок Yes-овцев - Heaven and Earth. Да и по большому счету какая-то принципиальная разница между этими двумя группами к тому времени окончательно стерлась. В конце концов Asia и Yes как были одним общим музыкальным домом - так и остались.
Так что самое главное здесь то, что группу Asia, которая задумывалась как лайт-версия Yes, в итоге народ окончательно принял как самостоятельную рок-легенду. Принял ее такой, какая она есть. Первые два альбома этой группы были надувательством. Они обманули ожидания фанатов прога, но принесли музыкантам кучу бабла, и в итоге люди просто возрадовались тому, что видят Хау, Уэттона и Палмера на одной сцене. Но эта группа, при всей своей коммерческой сути - в итоге выдержала испытание временем, потому что всегда хотя бы старалась писать достойную музыку и радовать как старых слушателей, уставших от 20-минутных эпиков, так и завоевывать новые поколения спокойным достойным AOR-ом. И она делала это 35 лет - писала песни и играла на сцене, до самой смерти Джона Уэттона в 2017 году - и продолжает делать это по сей день уже без Уэттона. И всем все хорошо.
А мне-то как хорошо. Я-то вообще ухитрился услышать "Heat of the Moment" вживую аж два раза! Первый раз это было 22 февраля 2007 года, когда в Москву приехала очередная микрогруппа Даунса и Уэттона Icon (а играли они, конечно, песни Asia и даже Buggles).
А второй раз - на полноценном концерте Asia 19 марта 2009 года, на который я пошел в основном поглазеть на Стива Хау (а он и не разочаровал).
Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!