Отсчет времени в дни, когда писалась Библия, и обсуждение хронологии важных событий Еврейских и Греческих Писаний.
В Слове Бога, Библии, содержатся своего рода указатели, при помощи которых мы можем установить, когда произошли те или иные важные исторические события. За последнее время в понимании библейской хронологии были достигнуты значительные успехи. Исследования археологов и других ученых продолжают проливать свет на еще не выясненные вопросы, что служит помощью в определении дат наиболее важных библейских событий (Прит. 4:18).
Порядковые и количественные числительные.
У древних народов, например у греков, римлян и евреев, не было такого понятия, как нуль. Любой отсчет они начинали с единицы. Вспомните, когда вы изучали в школе римские цифры (I, II, III, IV, V, X и так далее), учили ли вас, как пишется нуль? Нет, потому что у римлян не было такой цифры. По этой причине отсчет лет в нашей эре начинается не с нулевого, а с первого года. Впоследствии от них образовались порядковые числительные, например первый (1-й), второй (2-й), третий (3-й), десятый (10-й), сотый (100-й) и так далее. В наше время в математике счет всегда начинается с нуля. Нуль, вероятно, был изобретен индусами.
Следовательно, когда речь идет о порядковых числительных, нужно всегда вычитать один, чтобы получить полное число. Например, мы говорим о какой-то дате в XX веке. Значит ли это, что до этой даты прошло полных 20 столетий? Нет, прошло 19 полных столетий и сколько-то лет. Для передачи полных чисел в Библии, как и в современной математике, используются количественные числительные, например 1, 2, 3, 10, 100 и так далее. Они также называются целыми числами.
При определении даты библейских событий, согласно принятой в наши дни системе отсчета времени, необходимо помнить о том, чем порядковые числительные отличаются от количественных числительных. Для примера можно рассмотреть фразу «тридцать седьмой год после переселения Иехонии, царя Иуды». «Тридцать седьмой» — это порядковое числительное. Здесь оно указывает на то, что после переселения Иоакима прошло 36 полных лет и некоторое число дней, недель или месяцев (столько, сколько прошло после окончания 36-го года) (Иер. 52:31).
Год восшествия на престол и годы правления.
В Библии мы находим упоминания о государственных документах Иуды и Израиля, а также Вавилона и Персии. Во всех этих четырех государствах хронологические записи велись очень аккуратно и даты записывались в соответствии со временем правления царей. Та же самая система была использована и в Библии. Очень часто в ней упоминаются названия цитируемых документов, например «книга дел Соломона» (1 Цар. 11:41). Время правления царя включало в себя часть года, в который он взошел на престол, и все последующие годы его правления. Годы правления — это годы официального нахождения царя у власти. Обычно они отсчитывались начиная с весны, с месяца нисана. Когда царь принимал власть, все время до следующего нисана относилось к году восшествия на престол, в течение которого новый царь как бы довершал правление своего предшественника. Отсчет же времени его собственного правления начинался только с 1 нисана.
Для примера можно рассмотреть правление Соломона. По всей вероятности, он взошел на престол до наступления нисана 1037 года до н. э., когда Давид был еще жив. Вскоре после этого Давид умер (1 Цар. 1:39, 40; 2:10). Однако официально последний год правления Давида продолжался до весны 1037 года до н. э. и входил в число 40 лет его нахождения у власти. Таким образом, неполный год от начала правления Соломона до весны 1037 года до н. э. считается годом его восшествия на престол и не включается в число лет его правления, поскольку в течение этого времени Соломон как бы довершал правление своего отца. Следовательно, первый полный год правления Соломона начался с нисана 1037 года до н. э. (1 Цар. 2:12). В целом официальный срок правления Соломона составил 40 лет (1 Цар. 11:42). Помня о том, что год восшествия на престол не входит в число лет правления царя, мы сможем избежать ошибок в библейских хронологических вычислениях.
ОТСЧЕТ ВРЕМЕНИ НАЗАД ДО СОТВОРЕНИЯ АДАМА
Отталкиваясь от основополагающей даты.
Основополагающей датой для отсчета времени до сотворения Адама служит 539 год до н. э., в который Кир ниспроверг династию вавилонских правителей. Указ об освобождении иудеев Кир издал в первый год своего правления Вавилоном, до наступления весны 537 года до н. э. В Ездры 3:1 сообщается, что сыновья Израиля вернулись в Иерусалим к седьмому месяцу, тишри, который соответствует второй половине сентября — первой половине октября. Получается, что восстановление поклонения Богу в Иерусалиме приходится на осень 537 года до н. э.
Восстановление поклонения Богу осенью 537 года до н. э. ознаменовало конец пророческого периода. Что это за период? Это были «семьдесят лет», в течение которых Обетованная земля должна была быть «опустошена» и в отношении которых Бог сказал: «Когда вы проведете в Вавилоне семьдесят лет, я обращу на вас внимание и исполню доброе слово, которое сказал о вас,— я верну вас на это место» (Иер. 25:11, 12; 29:10). Даниил хорошо знал это пророчество и, когда «семьдесят лет» подходили к завершению, молился Богу по этому поводу (Дан. 9:1—3). Значит, «семьдесят лет», закончившиеся осенью 537 года до н. э., начались осенью 607 года до н. э. Это подтверждается фактами. В начале 52-й главы книги Иеремии описываются важные события: осада Иерусалима, победа вавилонян и пленение царя Седекии, которое имело место в 607 году до н. э. Затем в 12-м стихе говорится, что «в десятый день пятого месяца», то есть в десятый день месяца ав (соответствует второй половине июля — первой половине августа), вавилоняне сожгли храм и город. Однако это еще не было началом тех «семидесяти лет». Иудейское правление все еще существовало и было представлено в лице Гедалии, которого вавилонский царь назначил правителем над остатком иудеев. Поскольку «в седьмом месяце» Гедалию и некоторых других убили, оставшиеся иудеи в страхе бежали в Египет. Только после этого, примерно с 1 октября 607 года до н. э., земля оказалась в полном «запустении» и оставалась в таком состоянии, «пока не прошло семьдесят лет» (2 Цар. 25:22—26; 2 Лет. 36:20, 21).
С 607 по 997 год до н. э.
Вычислить период от падения Иерусалима до времени разделения царства после смерти Соломона не так просто. Но если мы сравним время правления царей Израиля и Иуды, основываясь на 1 и 2 Царей, то увидим, что этот период длился 390 лет. Убедительным доказательством того, что это число верное, служит пророчество в книге Иезекииля 4:1—13. Это пророчество указывает на время, когда Иерусалим окажется в осаде и его жители будут уведены в плен другими народами, что произошло в 607 году до н. э. Следовательно, 40 лет, о которых говорится в пророчестве об Иуде, закончились с разрушением Иерусалима. 390 лет, о которых говорится в связи с Израилем, не закончились с разрушением Самарии, поскольку, когда Иезекииль пророчествовал, Самария уже давно была разрушена. К тому же его пророчество ясно указывает на осаду и разрушение Иерусалима. Поэтому с «преступлениями дома Израиля» было также покончено в 607 году до н. э. Ведя отсчет назад от этой даты, мы устанавливаем, что период в 390 лет начался в 997 году до н. э. В тот год, после смерти Соломона, Иеровоам отошел от «дома Давида». Впоследствии он «увел их [израильтян] от Иеговы и ввел в великий грех» (2 Цар. 17:21).
С 997 по 1513 год до н. э. Поскольку полные 40 лет царствования Соломона завершились весной 997 года до н. э., первый год его правления должен был начаться весной 1037 года до н. э. (1 Цар. 11:42). В Библии, в 1 Царей 6:1, говорится, что Соломон начал строить дом Бога в Иерусалиме во второй месяц четвертого года своего царствования. Таким образом, отсчитав три года и один полный месяц от начала правления Соломона, мы перенесемся в апрель — май 1034 года до н. э., когда началось строительство храма. В том же стихе отмечается, что это был «четыреста восьмидесятый год после выхода сыновей Израиля из земли Египет». Поскольку «четыреста восьмидесятый» — это порядковое числительное, здесь подразумевается 479 полных лет. Если к 1034 году прибавить 479, то получается 1513 год до н. э. — год, в который Израиль вышел из Египта. С 1513 года до н. э. авив (нисан) стал считаться у израильтян «первым среди месяцев года» (Исх. 12:2) и что до этого год у них начинался осенью, в месяце тишри. В одном труде отмечается: «Под годами правления царей подразумеваются годы, начинавшиеся весной, и это сходится с методом летосчисления, принятым у вавилонян» (Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Херцога. 1957. Т. 12. С. 474). Когда в библейские времена система летосчисления, при которой год начинался с осени, сменилась на систему летосчисления, при котором год начинался весной, в хронологии либо добавилось, либо убавилось шесть месяцев.
С 1513 по 1943 год до н. э.
В Исходе 12:40, 41 Моисей записал, что «сыновья Израиля, которые жили в Египте, прожили в чужой земле четыреста тридцать лет». Из этих слов видно, что не все прожитые на чужбине годы прошли в Египте. Этот период начинается с того момента, когда Авраам, направляясь в Ханаан, перешел через Евфрат. В то время соглашение Бога с Авраамом вступило в силу. Первые 215 лет этого периода прошли в Ханаане, а последующие 215 — в Египте. Это время закончилось в 1513 году до н. э., когда Израиль окончательно освободился от египетского господства (От перехода Авраама через Евфрат до рождения Исаака прошло 25 лет; затем до рождения Иакова — еще 60 лет; Иакову, когда он пришел в Египет, было 130 лет (Быт. 12:4; 21:5; 25:26; 47:9). В греческой Септуагинте, переведенной с еврейского текста,— более древнего, чем масоретский,— после слов «в Египте» добавлено «и в земле Ханаан». Эти слова встречаются и в Самаритянском Пятикнижии (Также Иосиф Флавий пишет: «Покинули они Египет в месяце ксанфике... [македонский месяц, который, согласно Флавию, соответствует месяцу нисану] четыреста тридцать лет спустя после прихода праотца нашего Аврама в Хананею» (Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 2. Гл. 15. Пар. 2. Минск, 1994. Т. 1. С. 106). Стих Галатам 3:17, где также упоминаются 430 лет, подтверждает, что этот период начался тогда, когда вступило в силу соглашение с Авраамом: с того времени, когда Авраам, направляясь в Ханаан, перешел через Евфрат. Следовательно, речь идет о 1943 годе до н. э. — тогда Аврааму было 75 лет (Быт. 12:4).
Эти вычисления подтверждаются и другой линией доказательств. В Деяниях 7:6 говорится о потомках Авраама и о том, что они страдали от угнетения 400 лет. Поскольку Бог избавил израильтян от египетского ига в 1513 году до н. э., начало угнетения должно приходиться на 1913 год до н. э. Тогда Исааку исполнилось пять лет и он «был отнят от груди», а Измаил насмехался над ним (Быт. 15:13; 21:8, 9).
С 1943 по 2370 год до н. э.
Как мы увидели, Аврааму было 75 лет, когда в 1943 году до н. э. он ступил на ханаанскую землю. Теперь мы можем еще больше углубиться в прошлое — до дней Ноя. Это вычисление основывается на периодах, указанных в Бытии 11:10—12:4. В сумме эти периоды составляют 427 лет:
от начала Потопа
до рождения Арфаксада 2 года
затем до рождения Салы 35 лет
до рождения Евера 30 лет
до рождения Фалека 34 года
до рождения Рагава 30 лет
до рождения Серуха 32 года
до рождения Нахора 30 лет
до рождения Фарры 29 лет
до смерти Фарры, когда
Аврааму было 75 лет 205 лет
всего 427 лет
Прибавив 427 лет к 1943 году до н. э., мы получаем 2370 год до н. э. Таким образом, согласно приведенным в Библии данным, Потоп в дни Ноя начался в 2370 году до н. э.
С 2370 по 4026 год до н. э.
Еще больше углубляясь в прошлое, мы находим, что весь этот период — от Потопа до сотворения Адама — прослеживается по данным из приведенных в Библии родословных. Эти данные содержатся в Бытии 5:3—29 и 7:6, 11. Временно́е исчисление приводится ниже:
от сотворения Адама
до рождения Сифа 130 лет
затем до рождения Еноса 105 лет
до рождения Каинана 90 лет
до рождения Малелеила 70 лет
до рождения Иареда 65 лет
до рождения Еноха 162 года
до рождения Мафусала 65 лет
до рождения Ламеха 187 лет
до рождения Ноя 182 года
до Потопа 600 лет
всего 1 656 лет
Прибавив 1 656 лет к уже имеющемуся у нас 2370 году до н. э., мы получаем 4026 год до н. э. — год сотворения Адама. Так как в большинстве древних календарей год начинался с осени, возможно, что Адам был сотворен осенью.
Какое значение все это имеет для нас?
Что можно сказать об утверждениях ученых, будто человек появился на земле сотни тысяч или даже миллионы лет назад? В отличие от событий, записанных в Библии, ни одно из этих утверждений не имеет письменных свидетельств из тех далеких времен. Фантастический возраст «доисторического человека» основан на совершенно недоказуемых предположениях. На самом деле, достоверная светская история и хронология проникают в прошлое лишь на несколько тысяч лет. Вследствие таких событий, как Всемирный потоп в дни Ноя, земля претерпевала многие изменения и значительные преобразования, которые очень сильно повлияли на структуру геологических пластов и ископаемые остатки. Этот факт делает научную датировку периода до Потопа крайне ненадежной. В противоположность всем противоречивым гипотезам и теориям людей, Библия взывает к разуму, поскольку в ней дается четкое и согласованное описание происхождения человечества и приводится тщательно документированная история избранного Богом народа.