Ответ лежит в его постели.
Победа израильтян над царем Башана Огом несколько раз упоминается в библейской литературе наряду с поражением царя амореев Сигона. Упоминания об этих победах напоминают израильским читателям о былой славе и военных успехах.
Когда Моисей рассказывает историю Ога во Второзаконии 3, он добавляет:
דברים ג:יא כִּ֣י רַק עוֹג מֶ֣לֶךְ הַבָּשָׁן נִשְׁאַר מִיֶּתֶר הָרְפ
Втор 3:11 Из оставшихся Рефаимов остался только Ог, царь Башана…
Подобное замечание появляется у Иисуса Навина в описании границ Трансиордании:
יהושע יב: ד וּגְבוּל עוֹג מֶלֶךְ הַבָּשָׁן מִיֶּתֶר הָרְפָאִים הַיּוֹשֵׁב בְּעַשְׁתָּרוֹת וּבְאֶדְרֶעִי.
Нав 12:4 а также территория Ога, царя Башанского, одного из последних рефаимов, который жил в Астарофе и в Едреи.
Кто такие эти рефаимы и что означает, что Ог — один из них?
Да здравствует Ог, Король Мертвых
Многие современные комментаторы понимают здесь термин рефаим как означающий духов мертвых или теней, населяющих подземный мир. Действительно, рефаим имеет это значение в ряде библейских стихов. Например, Исаия 26 противопоставляет ЯХВЕ другим божествам и говорит:
ישעיה כו: יג יְ-הוָה אֱלֹהֵינוּ בְּעָלוּנוּ אֲדֹנִים זוּלָתֶךָ לְבַד בְּךָ נַזְכִּיר שְׁמֶךָ.
כו: יד מֵתִים בַּל יְִִיוּ רְפָאִים בַּל יָָֻמוּ לָכֵן פַָָּּדְתָּ וַתַּשְׁמִידֵֵ וַתַּאַבֵּד כָּל ַר לָמוֹ.
Ис 26:13 ЯХВЕ, Боже наш, помимо Тебя правили нами и другие владыки, но мы признаем только Твое имя. 26:14 Мертвые не живут; тени (рефаим) не восстают, потому что ты наказал и уничтожил их и стер всю память о них.
Параллелизм здесь между рефаимами и мертвыми помогает определить значение рефаимов. Другой пример этого использования находится в Притчах, описывающих опасности поддаться обольстительнице:
משלי ט: יח וְלֹא יָדַע כִּי רְפָאִים שָׁם בְּעִמְקֵי שְׁאוֹל קְרהאֶיים
Притч 9:18 Но они не знают, что тени (рефаим ) находятся там, что гости ее находятся в глубинах преисподней.
Этот перевод слова рефаим подтверждается родственными западно-семитскими свидетельствами из двух финикийских надгробий (КАИ 13:8 и 14:8) и ряда угаритских текстов, в которых используется термин рп’ум для обозначения особого класса мертвых, иногда описываемого как культ мертвых королей. Это свидетельство предполагает, что, согласно Второзаконию 3:10, Ог является и тенью, и царем.
Башан — подземный мир?
Некоторые ученые утверждают, что сам Башан, царство Ога, является отсылкой к подземному миру. Имя Башан, вероятно, происходит от протосемитского корня ב. ת .נ. Одно из значений этого корня, встречающееся в угаритском термине бтн , — «змей» или «дракон», упоминается в нескольких мифологических текстах.
Во Второзаконии 3 свидетельство Башана как мифического места можно найти всего через несколько стихов после упоминания Ога как последнего рефаима. Когда в тексте описывается земля, данная половине колена Манассии, нам говорят, что:
דברים ג: יג ...ל ֶֶבֶל הָאַרְגֹּב לְכָל הַבָּשָׁן הַהוּא יִִָּרֵא אֶרֶץ רְפָאִים.
Втор 3:13 …Вся область Аргова, вся та часть Башана называлась землей Рефаимов.
Если рефаим — тени, то Башан, по-видимому, — земля мертвых. Другой текст, который, кажется, рассматривает Башан как сверхъестественное царство, - это Псалом 68, в котором Башан упоминается в мифопоэтических терминах:
תהלים סח:טז הַר אֱלֹהִים הַר בָּשָׁן הַר גַּבְנֻנִּים הַר בָּשָׁן.
סח: יז לָמָּה תְּרַצְּדוּן הָרִים הָבְנֻנִּים הָהָרִָָָּים הָלֹהִיםְָד אֱלֹהִים לְשִׁבְתּוֹ אַף יְ-הוָה יִשְׁכֹּן יְנֶצֶַצֶַצַ ....
יִשְׁכֹּן לָמַר אֲדֹנָי מִבָּשָׁן אָדֹנָי מִבָּשָׁן אָשִׁיב אָשִׁיב מִמְּצֻלוֹת יָָ.
Пс 68:(15)16 О гора Божья, гора Башанская; О многовершинная гора, гора Башан! 68:(16)17 Что ты смотришь с завистью, многовершинная гора, на гору, которую Бог желал для Своего жилища, где ЯХВЕ будет обитать вечно?… 68:(22)23 Господь сказал: «Я приведу их из Башана, возвращу их из глубины морской».
Башан — это место, которое Бог желает иметь в качестве обители, и оно подобно морским глубинам. Хотя это и не подземный мир как таковой, это укрепляет идею о том, что Башан - мифическое место. Чтобы еще больше подтвердить эту идентификацию, ученые отметили, что в Числах 21 (ст. 10–11) израильтяне проходят через אֹבֹת (Овоф) и עִיֵּי הָעֲבָרִים (Ийе-ха-Авварим), чтобы добраться до Башана; эти места можно перевести как «призраки» и «руины тех, кто ушел».
Следуя этой интерпретации, поражение Ога приобретает мифический символизм, в котором уничтожение Ога и его войск означает не только вытеснение вражеской нации, но и вытеснение местных жителей от владения землей. И все же этот аргумент далеко не окончательный.
Башан — просто плодородная земля
Во-первых, сомнительна связь Башана с угаритским словом, обозначающим змею или дракона. В то время как происхождение Башан от протосемитского корня б.т.н. общепринято, многие ученые связывают топоним с другим значением этого корня, «плоская земля», с коннотацией области, на которой легко выращивать урожай, согласно арабскому слову بثينة (бутина).
Это согласуется с библейским представлением о чрезвычайно плодородной местности. Башан много раз упоминается в Библии и, кроме Псалма 68, всегда используется как название северной Трансиордании, где живут израильтяне. Конечно, ни в библейских, ни во внебиблейских текстах никогда прямо не говорится, что Башан находится в преисподней. Возможная, но маловероятная связь с угаритским словом «змей» или «дракон» мало что меняет в этой картине.
Бог Рапиу на троне в Астароте и Едреи (KTU 1.108)
Еще одно свидетельство, часто цитируемое в поддержку Ога как царя подземного мира, взято из угаритского текста (KTU 1.108; = RŠ 24.252), который, по-видимому, связывает два города Ога с богом Рапи'у, родственником древнееврейского рефаим (Стр. 1–3):
... ישׁת. רפאֻ. מלכ. עלמ / ו ישׁת [אִל] ג ת ר. ו יקר. אִל י ת ב. ב ע ת תרת / אִל ת פט. בהד רעי.
… пусть пьет Рапи'у, Царь Вечности, и пусть [бог], могущественный и благородный пьет, бог, восседающий на троне в Аттароте ( ʿ ṯtrt ); бог, который правит в Едреи ( hdrʿy )».
Профессор Барух Маргулис из Хайфского университета первым предложил связать Аттарот и Хедреи из угаритского текста KTU 1.108 с библейскими топонимами Асторот и Едреи из истории Ог:
דברים א: ד ... וְאֵת עוֹג מֶלֶךְ הַבָּשָׁן אֲשֶׁר יוֹשֵׁב בְּעַשְׁתָּרֹת בְּאֶדְרֶעִי.
Втор 1:4 …Ог, царь Башана, живущий в Астароте, в Едреи.
Эта интерпретация привела ученых к пониманию Ога как воплощения бога Рапиу, хтонического божества, правящего в Астарот и Едреи. Но и эта интерпретация не однозначна.
Правит ли Рапиу от Астарот и Едреи?
Во-первых, соответствие между угаритским הדרעי и еврейским אדרעי трудно защитить, поскольку переключение между хе и алеф не является обычным переходом в северо-западном семитском языке. Во-вторых, неясно, следует ли вообще понимать эти два названия как топонимы.
Другие угаритологи предположили, что это могут быть имена божеств: первое имя может быть понято как ссылка на богиню Ат Тарту ( = Асторет), а второе как Хадду (=Хадад), что дает что-то вроде следующего:
... ישׁת. רפאֻ. מלכ. עלמ / ו ישׁת [אִל] ג ת ר. ו יקר. אִל י ת ב. ב ע ת תרת / אִל ת פט. בהד רעי.
… пусть пьет Рапи'у, Царь Вечности, и пусть [бог], могущественный и благородный, пьет, бог, который сидит с Асторет; бог, который судит с пастухом Хададом.
В этом случае угаритский текст предоставляет дополнительную информацию о боге Рапиу, которая согласуется с другими традициями, известными из древнего Ханаана: Рапиу — это бог, который «восседает на престоле с Антарту» и «судит с Хадду». Это более прямолинейная интерпретация текста. По этой версии, Астарта и Едреи не являются владениями подземного мира.
Ог Защитник могил (Библос 13)
Еще одним подтверждением связи Ога с подземным миром, является надпись на финикийской гробнице (Библос 13), датируемая пятым веком до нашей эры. Здесь Ог появляется как финикийское божество и защитник гробниц:
[...ואם כל אדם יבקשׁ לפתח ע]לת ארנ זנ ולרגז עצמי העג יתבקשן האדר ובכל נר ב
[... и если кто-нибудь попытается открыть] этот саркофаг и потревожить мои кости, Ог отыщет его, сильный, и со всем собранием [богов].
В этом прочтении этот финикийский текст из Библоса предполагает, что Ог запомнился как могущественный дух, который защищает могилы своих последователей.
Ог защищает гробницы?
Однако уже в 1979 такое прочтение было оспорено. Определенный артикль («the») перед Ог затрудняет перевод термина как имени собственного «Ог». Если читать слитно hʿgzt , (корень ע.ג.ז существует в арабском языке и означает «быть слабым, усталым, старым» или «быть оставленным позади»), без пробела после g , получается следующий текст:
[...ואם כל אדם יבקשׁ לפתח ע]לת ארנ זנ ולרגז עצמי העגזת בקשן האדר ובכל מר [באדר ובכל מר]
[... и если кто-нибудь захочет открыть] этот саркофаг или потревожить мои разлагающиеся кости, разыщите его, о Могущественный (=[Баал] Аддир) и со всем собранием [богов].
Это прочтение облегчает задачу присоединения определенного артикля к имени собственному и соответствует финикийским погребальным текстам из аналогичного контекста, которые содержат стандартные формулы, относительно открытия саркофага и нарушения покоя праха.
Ог призрак или великан?
Если отбросить предлагаемые интерпретации Башана как мифического царства и признать проблемы толкования и перевода угаритских и финикийских текстов, то остается утверждение, что Ог является одним из рефаимов. Но хотя этот термин может относиться к теням, он также может относиться к доизраильским гигантам, обитавшим в Ханаане.
Например, описывая эмимов, «страшных», жителей, живших в земле Моавитской до прихода моавитян, говорится:
דברים ב:י הָאֵמִים לְפָנִים יָשְׁבוּ בָהּ עַם גָּדוֹל וְרַב וָרכקםֲִרכקםֲָרָם עָריָם
ב: יא רְפָאִים יֵֵָשְׁבוּ אַף הֵֵ כָּעֲנִָָים ְעֲנִָָים וְהַמֹּאָבִים יְִִרְאוּ לָהֶֶ אֵמִים.
Втор 2:10 Прежде его населяли эмимы, народ великий и многочисленный, высокий, как исполины. 2:11 Как исполины, они считаются рефаимами; но моавитяне зовут их Эмим.
Точно так же, описывая бывших жителей Амона, Второзаконие отмечает:
דברים ב: כ אֶרֶץ רְפָאִים תֵֵָּּשֵׁב אַף הִוא רְפָאִים יָשְׁבוּ בָהּ לְפָנִים בָהָעַמֹּנִים וְהָעַמֹּנִים יְִִרְאוּ לָהֶֶ זַמְזֻמִּים.
ב: כא עַַ גָּדוֹל וְרַב וָרָָ כָּעֲנִָָיםַעֲנִָָים וַיַּשְׁמִידֵֵ יְ-הוָה מִפְּנֵיהִֶֶַיִּירָשֻׁ וַיֵּשְׁבוּ תְַַתָָָּּּ.
Втор 2:20 Она тоже считается страной Рефаимов. Прежде его населяли рефаимы, которых аммонитяне называют Замзуммим, 2:21 народ великий, многочисленный и высокий, как исполины. ЯХВЕ истребил их, так что аммонитяне выгнали их и поселились на их месте.
Этот контекст во Второзаконии показывает, что рефаимы — великаны. Это, возможно, становится наиболее ясным в описании постели Ога в следующей главе (стих, с которого мы начали).
Проблема с кроватью
Рассказ Моисея о завоевании Башана добавляет дополнительную деталь, которой нет больше нигде в библейских преданиях:
דברים ג: יא כִּי רַק עוֹג מֶלֶךְ הַבָּשָׁן נִשְׁאַר מִיֶּתֶר הָרְפָאִים הִנֵּה עַרְשׂוֹ עֶרֶשׂ בַּרְזֶל הֲלֹה הִוא בְּרַבַּת בְּנֵי עַמּוֹן תֵּשַׁע אַמּוֹת אָרְכָּהּ וְאַרְבַּע אַמּוֹת רָחְבָּהּ בְּאַמַּת אִישׁ:
Второзаконие 3:11 ибо только Ог, царь Башанский, оставался из Рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских.
Стандартный локоть составляет примерно 40 см в длину, поэтому кровать Ога была около 3 с половиной метров в длину и 1 метр 60 см в ширину. Почему в тексте подчеркнуты размеры его слишком большой кровати? Отметив, что это, по-видимому, указывает на гиганта, а не на тень, ученые, защищающие подход, в котором Башан - это подземный мир, сочли необходимым интерпретировать это упоминание в соответствии с ролью Ога как обитателя подземного мира и, таким образом, интерпретировали עֶרֶשׂ ʿereś (кровать) как слишком большой саркофаг, гробница или могила.
В бронзовом веке, когда железо было редким и дорогим, его иногда использовали в качестве декоративной накладки. Если бы «ложе Ога» было древним артефактом, хранящимся в Раббе Аммона и связанным с мифической фигурой прошлого, то имело бы смысл обложить его железом. Следовательно, мы должны вернуться к интерпретации עֶרֶשׂ ʿereś как «ложе», а не как могила.
Раввинская экзегеза приукрашивает описание роста Ога, изображая его достаточно большим, чтобы вырвать с корнем гору (б. Брахот 54б).
אמר: מחנה ישראל כמה הוי - תלתא פרסי, איזיל ואיעקר טורא בר תלתא פרסי ואישדי עלייהו ואיקטלינהו. אזל עקר טורא בר תלתא פרסי ואייתי על רישיה, ואייתי קודשא בריך הוא עליה קמצי ונקבוה ונחית בצואריה; הוה בעי למשלפה, משכי שיניה להאי גיסא ולהאי גיסא ולא מצי למשלפה,
[Ог] сказал: «Какого размера стан израильтян? Тридцать парасангов? Я пойду и подниму гору в тридцать парасангов, брошу ее на них и убью их. Он пошел и поднял гору в тридцать парасангов и возложил ее себе на голову. Святой, б-г, навел на него саранчу, и они проели в горе дыру, и она упала ему на шею. [Ог] попытался снять ее сам, но его зубы растянулись во все стороны, и он не смог ее снять.
Такие приукрашивания служат риторике, подчеркивая, что его поражение от рук израильтян было еще более впечатляющим.
Связь между двумя значениями
Два значения слова рефаим в еврейской Библии как «тени» и «исполины» можно примирить. Если вспомнить мифическое прошлое, то предполагается, что рефаимы были гигантскими жителями Ханаана до прихода израильтян. Однако в свое время библейские писатели понимали рефаимов как особый класс обитателей подземного мира.
Другими словами, с точки зрения Второзакония, рефаимы жили давно, но теперь мертвы. В случае Второзакония 3 вспоминается именно это мифическое прошлое. Во Второзаконии 3 Ог — последний из гигантских жителей Ханаана, а не обитатель мертвых.
Да здравствует Ог, король-великан
Популярное мнение о том, что Ог был божеством подземного мира, основано на неправильном понимании и синтезе различных традиций из Библии и древнего Ближнего Востока, создав традицию, которая была бы чужда как писцам, писавшим Второзаконие 3, так и их древней аудитории. Второзаконие 3 напоминает об Оге, чтобы подчеркнуть военную мощь древних евреев. И размер его кровати, и описание Ога как последнего из рефаимов усиливают этот драматический эффекте: Ог — часть мифического прошлого, могущественный враг, один из великанов древности, но, тем не менее, Израиль победил его.