Начиная с января 2022 года, согласно ФЗ №63-ФЗ, ФНС выпускает ЭЦП для юридических лиц, ИП, нотариусов. Руководство организаций и ИП могут обзавестись ЭЦП непосредственно в ФНС или же в доверенных УЦ. На данный момент среди них Сбербанк, ВТБ, АО «Аналитический центр».
Кому выдается ЭЦП?
Электронная подпись является электронным аналогом стандартной, всем привычной подписи. С ее помощью также подтверждается и подписывается документация. Электронные подписи подразделяют на простые, неквалифицированные и усиленно квалифицированные.
Бесплатное получение ЭЦП в ФНС доступно отдельным группам налогоплательщиков:
- Руководителям коммерческих организаций;
- ИП;
- Нотариусам.
При этом важно понимать, что недопустимо использование ЭЦП, которая выпущена на руководителя, сотрудниками организации. Поэтому в случае необходимости, требуется получить ЭЦП на сотрудника в аккредитованном удостоверяющем центре.
Как получить?
Для получения ЭЦП через ФНС необходимо оформить заявку. Для этого нужно заполнить форму на сайте ФНС:
- Руководству юрлица в личном разделе;
- ИП в персональном кабинете ИП.
Для оформления заявления в личном кабинете не требуется наличие ЭЦП. Потребуется лишь следовать поэтапной инструкции:
1. В личном кабинете представителю ИП необходимо открыть заявление на получение ЭЦП.
2. Далее система попросит пройти проверку данных для сертификата.
3. После проверки заявку необходимо направить дальше. И через несколько минут пользователю поступит оповещение о успешно пройденной проверке.
4. Затем потребуется записаться на прием. Система предложит учреждение и выдаст режим его работы, а также свободное время для записи. Необходимо выбрать подходящий вариант.
5. После этого пользователю поступит пин-код. Он требуется для того, чтобы на месте получить талон в терминале.
6. Далее ИП необходимо приобрести специальный сертифицированный носитель с защитой ЭЦП. Без него выдача подписи невозможно. Вместе с ним выдается сертификат, который также требуется для получения ЭЦП.
7. При визите в отделение ИП необходимо обратиться к специалисту в окошке, которое указано на талоне. При себе необходимо иметь следующие документы:
- Паспорт;
- СНИЛС;
- Сертификат на носитель;
- Носитель.
Налогоплательщика сфотографируют на веб-камеру и попросят заполнить документы. После того, как все документы будут заполнены, ИП получит ЭЦП на носитель и соответствующие инструкции к нему.
Вы открываете счета?
Мы разработали удобный сервис для открытия РКО
Преимущества сервиса
Как выглядит кабинет?
Перейти на cайт
Где используется ЭЦП?
ЭЦП применяется на всех электронных сервисах и площадках. Так ее используют при формировании отчетности и ведении электронного документооборота.
Помимо этого, с ЭЦП регистрируют онлайн-кассы, работают на государственных порталах и сайте ФНС. Таким образом, без ЭЦП обойтись сложно, она действительно сильно облегчает повседневную жизнь.
Что делать, если ЭЦП уже есть?
В случае оформления подписи в специальном аккредитованном центре, менять ее не нужно. В такой ситуации ЭЦП можно использовать до истечения срока ее действия. А затем получить новую по вышеописанной схеме. А вот если центр, который оформлял ЭЦП с января 2022 года не прошел аккредитацию согласно новым нормам, то подпись признается недействительной. И использовать ее не получится, поскольку система будет выдавать ошибку. Потребуется оформлять новую ЭЦП.
ЭЦП ФНС бесплатно выдает ИП, руководителям коммерческих предприятий, нотариусам. Оформить ЭЦП не сложно. Достаточно заполнить заявление в личном кабинете и посетить отделение ФНС, предварительно собрав необходимые документы. Однако использовать ЭЦП может только то лицо, на которое она получена.