Найти тему

Кто я? Визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты - это всё про нас

Скорее всего, Вы замечали, что некоторым людям (в том числе и детям) проще воспринимать информацию на слух, другим - обязательно нужно прочитать, увидеть всё своими глазами, а третьи стремятся исследовать окружающий мир на ощупь. Сегодня мы разберемся, от чего это зависит.

Данная информация поможет лучше понимать себя и своих близких, в том числе - детей, которые, как никто другой, нуждаются в помощи взрослых.

У каждого человека можно выделить ведущий канал восприятия, то есть определить органы чувств, которые быстрее и чаще реагируют на сигналы окружающей среды.

Выделяют визуалов, кинестетиков, аудиалов и дискретов.

  • У визуала доминирует зрительное восприятие. Для этих людей важна визуальная составляющая всего, что их окружает. Они всегда отмечают порядок и беспорядок в комнате и на рабочем столе. Покупая вещь, они прежде всего ориентируются на внешний вид, а не на удобство или практичность. В разговоре с людьми они чаще всего используют зрительные метафоры, например, "Я отчетливо вижу эту проблему", "Завтрашняя встреча прояснит множество моментов". Как правило, они не очень любят, когда их трогают, нарушают личные границы. Выбирая место в помещении, они постараются расположиться так, чтобы видеть всех остальных. Они любят наблюдать, рассматривать. Часто они - настоящие эстеты, среди визуалов много дизайнеров и художников.

Дети-визуалы (и взрослые тоже) лучше воспринимают текст, нежели речь другого человека (учителя, лектора). Зрительная память у них развита лучше, чем у остальных. Чтобы быстрее понять и запомнить материал, им нужно его прочитать. Для успешной учебы можно посоветовать делать для них схемы, шпаргалки, вешать обучающие плакаты.

  • У аудиала доминирует слуховое восприятие. Они восприимчивы к звукам, шумам, голосу, словам и т.д. Часто, читая текст, они шевелят губами - так им проще воспринимать информацию. Аудиалы любят разговаривать как с другими людьми, так и с самим собой. При общении они постараются расположиться поближе к собеседнику, чтобы лучше его слышать, при этом редко смотрят в лицо, а особенно - в глаза. Они особенно чувствительны к похвале, и к мнению окружающих в целом. Лучше всех остальных они распознают интонацию, тембр голоса собеседника. В своей речи часто используют слуховые метафоры: "Я тебя услышал", "Не выношу таких резких звуков" и т.д. Большинство музыкантов, певцов, лекторов - это аудиалы.
-2

Дети-аудиалы, как и взрослые, лучше всего воспринимают информацию на слух. Услышав материал единожды на уроке, ребенок может его прекрасно запомнить.

А вот моменты, вызывающие у него сложность, лучше проговаривать вместе с ним.

  • У кинестетика доминирует тактильное восприятие, а значит, им важно изучить окружающий мир через прикосновения, телесные ощущения, вкус, обоняние. Разговаривая со знакомыми, такие люди сохраняют минимальную дистанцию, иногда трогая собеседника.
-3

Рассказывая что-то, они часто используют слово "чувствую", описывают происходящее с точки зрения собственных ощущений, впечатлений: "Его слова тронули меня до глубины души", "От этих слов мурашки по коже" и т.п. Выбирая одежду, кинестетик скорее всего отдаст предпочтение тому, что удобно, комфортно. Они часто находятся в движении и любят всё, что даёт сильные телесные ощущения: танцы, спорт и т.д. Среди спортсменов, танцоров, массажистов множество кинестетиков.

На практике детям-кинестетикам сложнее всех воспринимать учебный материал. Для успешной учебы им следует дополнительно развивать зрительный и слуховой каналы.

Достаточно часто кинестетикам сложно заниматься какой-либо деятельностью без смены обстановки, монотонность не для него! Ему проще будет запоминать информацию, имея в руках какой-либо предмет, занимаясь чем-то параллельно. Например, он может взять игрушку, пластилин или карандаши с бумагой во время заучивания стихотворения, и этот вариант в его случае будет эффективен. Кинестетик лучше запоминает материал порционно, периодически отвлекаясь на другие дела.

Также необходимо помнить о том, что такие дети наиболее чувствительны и ранимы, поэтому следует почаще общаться с ним о чувствах.

  • Выделяют также дискрета: это человек, у которого доминирует дигитальное восприятие, т.е. восприятие с помощью логики. Таких людей достаточно мало. В разговоре с таким человеком создается впечатление, что он не испытывает чувств, эмоций, но очень много знает, старается всё разложить по полочкам, осмыслить, понять и подчинить логике. В действительности эти люди очень ранимы и впечатлительны. В общении они часто используют выражения: "Это нужно проанализировать", "Где тут логика?" и т.д.
-4

Далее предлагаю Вам тест для взрослых, который позволит определить у Вас ведущую модальность.

Тест на диагностику доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева

Последовательно читайте следующие утверждения. Если Вы согласны, ставьте "+", если нет, то "-".

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Люблю ходить в сауну.

5. В автомашине цвет для меня имеет значение.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Внешнему виду придаю серьезное значение.

9. Мне нравится принимать массаж.

10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Люблю читать во время еды.

15. Люблю поговорить по телефону.

16. У меня есть склонность к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. После плохого дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.

27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобную обувь.

31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.

32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

34. Люблю слушать, когда говорят.

35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая стереоаппаратура.

38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия – это интересно.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Визуальный канал восприятия: вопросы № 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

Аудиальный канал восприятия: вопросы № 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

Кинестетический канал восприятия: вопросы № 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Подсчитайте количество "+" в каждом разделе - это Ваш ведущий тип модальности, главный тип восприятия.

Уровни ведущего типа восприятия:

13 и более – высокий;

8-12 – средний;

7 и менее – низкий.