Под мировоззрением подразумевают систему взглядов человека на мир и его место в этом мире. Центральным понятием мировоззрения является «взгляд». Взгляд всегда результат отобранного на опыте знания, состоящего из отношения человека к вещам, явлениям и другим людям.
Мировоззрение как система взглядов состоит из оценок, идеалов, убеждений и жизненной позиции людей.
Формирование мировоззрения включает такие этапы:
- мироощущение,
- мировосприятие,
- мировидение,
- миропонимание.
Мироощущение — чувственно - эмоциональное отображение действительности, переживание человеком своего отношения к ней.
Мировосприятие — совокупность представлений о мире, как образное отображение тех или иных сторон действительности и самого человека.
Мировидение — целостное образное конструирование действительности. Оно представляется в виде архаичных мифов и современных социальных мифов.
Миропонимание — рационально-логическое объяснение мира и человека, на основании мировидения и его рефлексивной интерпретации. Мировоззрение на этом уровне связано с абстрактным мышлением и выражением его содержимого с помощью понятий.
При этом, выяснять причины противоречий, а тем более гармонизировать бытие человека, такое мировоззрение не может. Для этого необходимо теоретическое мировоззрение, а именно — философия. Мировоззренческие проблемы, которые появляются на будничном уровне, философия превозносит на теоретический уровень и ищет на эти проблемы решения.
В формировании мировоззрения участвуют: социальная жизнь, наука, общественная и личная этика, искусство, религия и философская мысль. Но мировоззрение не равно философскому мировоззрению, потому что второе в теоретической форме выражает общую значимость идеалов и принципов, возможностей их достижения для общества в целом.
Философии, как теоретическому мировоззрению, исторически предшествовала мифология и религия.
Типы философского мировоззрения:
- космоцентризм,
- теоцентризм,
- антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в центре которого находится осмысление Космоса, Вселенной, понимаемой как всесильное начало, основа, главный закон, определяющий все сущее в природе, обусловливающей жизнь человека и общества. Такое мировоззрение было наиболее распространено в древних цивилизациях — Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.
Теоцентризм— следующий тип философского мировоззрения, в центре внимания которого находится Бог. Волей и самим существованием Бога объясняются бытие и развитие всех элементов, составляющих мир, созданный Богом. Такое мировоззрение было наиболее распространено в Средние века в христианской Европе и в исламских странах.
Антропоцентризм— третий основной тип философского мировоззрения. Он характерен постановкой в центр внимания философских концепций проблемы человека, его сущности, возможностей, устремлений, ценностей, предназначения в этом мире, задач. Антропоцентрическая традиция берет свое начало в древности (в частности в античности — в учении Сократа), но развитие свое получила в эпоху Возрождения и позже стала доминировать прежде всего в западноевропейской философии.
Современные философские концепции преимущественно антропоцентричны, но могут содержать в себе отдельные элементы других типов философского мировоззрения. Любая конкретная философская система отражает мировоззрение как минимум одного человека, а может выражать основные идеалы, интересы, принципы и ценности группы людей, социальной страты и даже целого общества.