У каждого человека, вне зависимости от его возраста, этнической или социокультурной принадлежности, имеется набор основных или базовых эмоций, которые в той или иной мере проявляются на протяжении всей его жизни. Радость, печаль, страх и гнев — универсальные эмоции, знакомые каждому из нас. Способность испытывать эти простые эмоции — важный индикатор психологического здоровья, который открывает возможность переживать более сложные чувства, состоящие из целого комплекса эмоций различного окраса, такие как обида, любовь или презрение.
Важно понимать, что чувство страха и ощущение тревожности — нормальная реакция человеческого организма.
Работа с собственными страхами может принести не только чувство внутреннего спокойствия и удовлетворения, но и позволяет продуктивно проработать многие другие переживания, эмоции и личный опыт. Каким образом страх помогает личностному развитию, чем отличаются страхи детей от страхов взрослых, как помочь себе и своим близким побороть и принять чувство страха — ответим в рамках сегодняшней публикации Факультета психологии «Среды обучения» вместе с Юлией Соколовской — практикующим психологом и психотерапевтом в сфере семейного, детского и индивидуального консультирования.
Познакомиться с полной версией статьи «Природа страха: чего боятся дети и взрослые», подробным описанием процесса формирования и проявления чувства страха с точки зрения профессиональной психологии, а также эффективными тактиками работы со страхами детей и взрослых вы можете на официальной странице базы знаний Факультета психологии «Среда обучения» по ссылке.
А овладеть профессиональными навыками регуляции детских эмоций и развития эмоциональной сферы ребёнка под руководством профессиональных психологов вы можете в рамках нового live-курса «Работа с детскими эмоциями» Факультета психологии «Среда обучения»!
Что такое страх? Сущность и основные функции страха
Чувство страха закладывается в человека с раннего возраста. С одной стороны, это естественный защитный механизм любого здорового организма, с другой же — одна из наиболее осознанных человеческих эмоций: как правило, мы хорошо помним, что пугало нас в детстве, и знаем, чего боимся прямо сейчас. Большинство детских страхов сильно отличаются от страхов взрослых людей и не имеют под собой конструктивной почвы, но некоторые из них остаются с нами на всю жизнь.
Страх может иметь рациональную основу и исходить из жизненного опыта (например, страх перед перелетами или боязнь определенных животных) или иррациональным, основанным на бессознательных причинах (в частности, сюда можно отнести большинство фобий, таких как лепидоптерофобия — боязнь бабочек, — или агорафобия — боязнь открытого пространства).
Ощущение тревожности и чувства страха, способность «чувствовать» ситуацию и других людей, во многом исходит из негативного прошлого опыта личности при контакте с «источником» страха. Тем не менее, и этот механизм имеет свою специфику, поскольку держать весь опыт в голове и использовать его применительно ко всем новым обстоятельствам, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, просто невозможно: множество важных деталей хранится в нашем бессознательном. Данная информация может вытекать как из конкретной пережитой ситуации, так и иметь неопределенное происхождение.
В ряде случаев пережитый негативный опыт действительно помогает нам избежать новых проблем, в других же отрезает дорогу к новому опыту и возможностям (например: «Я не буду общаться с новым коллегой, потому что внешне он похож на мальчика, который обижал меня в детстве»).
Страх как внутренний ресурс: скрытые возможности и положительные стороны страха
«Страх — это сигнал, который призывает нас не столько обратиться к прошлому опыту, сколько сфокусироваться на том, что происходит здесь и сейчас».
Несмотря на всю противоречивость чувства страха, в нём скрыты определенные положительные моменты и сила. С точки зрения биологии и физиологии это, в первую очередь, работа на инстинкты самосохранения и выживания. С позиции же социально-личностного подхода, страх помогает активизировать наши внутренние силы, в короткий срок мобилизовать внутренние ресурсы и приобрести необходимый опыт.
Вспомните: и в искусстве, и в реальной жизни под воздействием страха люди очень часто демонстрируют такие положительные качества, на которые, казалось, совсем не способны в повседневной ситуации.
Однако страх — это всё-таки негативная эмоция переживания, поэтому страхи часто держат нас в плену. В большинстве случаев, сталкиваясь со своими страхами, человек выбирает тактику избегания и отказывается вступать в контакт с реальностью из-за боязни встретиться с разочарованием, проиграть, быть непринятым, испытать боль.
Страхи у детей: причины формирования и особенности
Поскольку дети находятся только на ранней стадии формирования личности, не обладают необходимым опытом и находятся в зависимом положении от родителей, у них нет возможности принимать независимые решения — они могут только подстроиться к заданной ситуации, адаптироваться к требованиям и следовать правилам.
В то же время мышлению ребёнка присущи такие черты, как максимализм и эгоцентричность: они воспринимают себя причиной всего происходящего, а собственную точку зрения — как единственную существующую. Взрослые люди из числа близких людей воспринимаются ребёнком как непоколебимый авторитет и источник власти, которому необходимо подчиняться. Несформированная детская психика порождает в сознании иллюзорные для взрослого, но абсолютно логичные для самого ребёнка причинно-следственные связи, которые помогают ему понять и объяснить реальность.
- «Я разочаровал папу, потому что испугался и заплакал. Если это повторится, то он поменяет меня на другого, смелого сына!»
Для психологической защиты ребенка в ситуации беспомощности, детская логика создаёт «особые условия», выполняя которые, ребёнок якобы сможет повлиять на ситуацию:
- «Если я буду есть суп и получать пятерки — мама с папой помирятся и не будут разводиться».
Ещё одна причина появления и фиксации чувства страха у детей — некорректная или неустойчивая реакция родителей на то или иное событие. Например, когда ребёнок испугался резкого звука лопнувшего воздушного шарика, и мама долго обсуждала эту ситуацию с папой — у малыша может сформироваться страх шариков:
- «Если маме важно и она уделяет этому столько внимания, значит тут и правда стоит напрячься, этого стоит бояться.
Эмоция страха также может стать результатом неосознанной манипуляции со стороны ребенка, когда он хочет добиться чего-то желаемого, но получить это через убеждение или просьбы не получается:
- «Мне хочется проводить с мамой больше времени. Я боюсь оставаться один в комнате ночью, потому что из-под кровати вылезет Бабайка».
Чувство страха может стать ответной реакцией на запрет проявлять «плохие» чувства или стремление ребёнка соответствовать поощряемым в семье ролевым моделям:
- «Папа говорит, что «мужики не трусят перед зубным врачом», и я никому не говорю, что мне страшно идти к стоматологу. Но теперь я боюсь чистить зубы — вдруг что-то случится и придется снова идти в поликлинику».
Ребенок может испытывать чувства-заместители, например, страх вместо злости:
- «Мама говорит, что девочки не ругаются и не дерутся. Мне страшно потерять мамину любовь, поэтому когда меня обижают, я не даю сдачи и не кричу, а плачу и зову на помощь».
Конечно, мы не можем создать условий, способных полностью оградить ребёнка от чувства страха. Но мы можем научить детей проживать эту эмоцию и использовать её для формирования собственного позитивного опыта. Работа со страхами особенно важна в детском возрасте — тогда, повзрослев, человек научится не только принимать свои страхи, но и прорабатывать их.
Как помочь ребёнку преодолеть чувство страха
Профессиональные психологи советуют использовать простой набор правил и действия для того, чтобы переживания страха ребёнком прошли как можно более безболезненно и продуктивно.
С подробным алгоритмом работы со страхами и фобиями детей, представленным ниже, а также эффективными тактиками работы со страхами детей и взрослых вы можете ознакомиться на официальной странице базы знаний Факультета психологии «Среда обучения» в рамках полной версии статьи «Природа страха: чего боятся дети и взрослые».
Приведем краткий перечень шагов:
- Не обесценивайте детские страхи — принимайте их
- Оставайтесь устойчивым и проявите готовность помочь ребёнку, переживите эти эмоции вместе с ним
- Поговорите с ребенком о том, что его пугает. Работайте со страхом через его освоение и визуализацию с помощью творчества: рисования, лепки или литературы
- Будьте рядом: окажите ребёнку поддержку и продемонстрируйте спокойствие
- Поделитесь с ребенком своими эмоциями и опытом их переживания, научите его осознавать свои чувства и говорить о них
- Поддержите ребенка в проживании страха и узнайте, чем вы можете ему помочь
- Проанализируйте бессознательные причины проявления страха и постарайтесь компенсировать эти переживания
- Бояться и делать: страх истощает, если человек запрещает себе переживать его — на сдерживание уходят силы, которые можно потратить на действия.
Если вы не знаете, с чего начать работу со страхами любимого ребёнка — вы всегда можете обратиться за помощью к квалифицированным специалистам! В рамках курса «Работа с детскими эмоциями» от Факультета психологии «Среда обучения» практикующие психологи и психотерапевты помогут освоить эффективные тактики и профессиональные приёмы позитивной коммуникации с детьми для работы над их психологическим здоровьем и эмоциональным интеллектом.
Страхи у взрослых: работа с чувством страха в зрелом возрасте
Детские страхи часто продолжают преследовать нас и в зрелом возрасте. Знать свои страхи в лицо — это не только возможность избавиться от них, но и сделать своими союзниками на пути к желаемым целям!
Понять, как научиться осознавать, прорабатывать и использовать свои страхи на благо вы можете на официальной странице базы знаний Факультета психологии «Среда обучения» в рамках полной версии статьи «Природа страха: чего боятся дети и взрослые».
А чего вы боялись в детстве или боитесь сейчас? Делитесь своими историями в комментариях!
Подписывайтесь на наш канал и телеграм-канал, следите за обновлениями и развивайтесь вместе с нами!