Желание, увидеть картины именитых художников, ведёт нас в галереи. В поисках динамики и истории мы посещаем театры. Кто бы мог подумать, что один вечер пойдёт совершенно по иному сценарию?
Уже не первый год, как подмостки московского театра мюзикла демонстрируют результат неоднозначного эксперимента. В 2018 году режиссеры Андрей Кольцов и Ирина Дрожжина, хореограф Дебра Браун, композитор Миша Мищенко и художник по свету Иоахим Барт создали «Реверс». Постановка на стыке физического и драматического театра в молодом жанре «цирк нуво». Сдержанные и неоднозначные отзывы до последнего момента не давали полного представления о том, чего мне ожидать от, тогда ещё для меня, спектакля.
Каждому из нас знакомо то мгновение, когда в жизни приходилось принимать сложное решение. Основываясь на сиюсекундной эмоции или устоявшемся отношении, мы делали выбор, невзирая на последствия. Экспериментальный спектакль «Реверс» предлагает вернуться именно в тот миг и пережить вновь все эмоции, состояния и метаморфозы.
В стремлении раскрыть столь интригующую и емкую тему режиссёры отбросили устоявшиеся структурные элементы, целостный сюжет и вербальные диалоги. «Что же тогда осталось?» - спросите вы. Уверяю, происходящему на сцене ещё есть, чем вас удивить. Лишенные реплик актёры, используют единственный для них инструмент - тело. Поразительно, насколько много человек способен передать, лишь движениями и мимикой.
Подобные сигналы считываются практически безошибочно, таков дар опыта предков. Именно язык атлетичного тела поведает зрителю о всех состояниях, что циркулируют сперва на сцене, а затем и в нём самом. Если же недостаток пережитого опыта не позволяет в точности интерпретировать происходящее, магическое звучание неоклассических композиций очертит ясные контуры.
Отсутствие же полноценного однородного сюжета считаю спорным решением. В качестве эксперимента, актёрам, чей кастинг включал составление малого психологического портрета, режиссёрами было дано лишь общее виденье и порядок событий. Хоть какую-то маломальскую целостность сюжет приобретал только на репетициях и, возможно, во время самого спектакля. Однако это лишь осадок, настоящая экзотермическая культурная реакция проходила совершенно непредсказуемо.
Режиссёрами был предпринят любопытный для театральной среды приём, заставляющий совершенно иначе посмотреть на всё происходящее на сцене. Реверс… Всё ключевые сцены данного спектакля были зациклены. Каждый раз, когда действо достигало апогея эмоционального накала, усиленного игрой света и музыки, постановка всё больше напомнила выставку полотен Эжена Делакруа или Уильяма Блейка, удавшимся запечатлеть всю «красоту» внутренних переживаний в репетативной динамике.
Каждая из картин, оригинальна в своей эмоциональной составляющей, однако центральной темой всегда остаётся краткий миг психологического надлома. Тем самым уже художники Ирина Дрожжина и Андрей Кольцов дают зрителю шанс не только увидеть, но и внимательно рассмотреть, разобрать и понять, казалось бы, неуловимые вспышки стрессовых состояний.
И вот уже нескладный, плохо проработанный сюжет превращается лишь в ряд подводок, краткие скупые таблички, к настоящему стоящему внимания объекту экспериментального искусства.
Необходимо принять тот факт, что большинство зрителей увидит лишь выступление кучки акробатов Цирка дю Солей, под завораживающую музыку и с большим количеством повторений одних и тех же сцен. И винить кого-то сложно, ведь режиссёрами были убраны все привычные составляющие классической постановки, а это кого угодно может сбить с колеи.
Я же считаю, что эксперимент удался. Да, порог входа в саму постановку велик, и наблюдается шероховатость основного сюжета, однако это ничтожно малая цена за то, чтобы вернуться в прошлое и вспомнить о сотне ответах и тысячах дверей, что захлопнулись и распахнулись, как только мы открыли рот. Щедрому же на внимание зрителю Реверс после всех метаморфоз в объятьях отрицания, гнева, торга, депрессии и принятия делает своеобразный, но крайне желаемый подарок – катарсис.
#театр #искусство #спектакль
#вдохновение#реверс