Найти тему
UMNAZIA.RU

Что не так с уроками английского в школе?

Оглавление

В российских школах огромное количество детей изучают английский язык, старательно выговаривают «My name is…» и напоминают всем про столицу Великобритании. Однако на должном уровне осваивают язык зачастую только те, кто занимается дополнительно дома с репетитором.

Восприятие языка, особенно в текстовом виде, еще более-менее развито у среднестатистического школьника, а вот с выражением мыслей и возможностью свободно поболтать на английском с соседом по парте все обстоит намного хуже. Ситуация плачевная и всем хорошо знакомая.

Можно предположить, что во всех странах, где английский не родной для жителей, есть такие проблемы. Но нет, против такой отмазки выступает статистика, а спорить с ней — дело неблагодарное. Согласно ей, по количеству людей, владеющих английским, в ряду европейских стран Россия занимает лишь 19-тое место. Лишь 15% наших соотечественников способны говорить на языке Шекспира, да и в эти цифры верится слабо.

Грызть английский гранит наши дети начинают со второго класса, то есть суммарно они тратят на это занятие в среднем 10 лет. Кто-то может подумать, что, возможно, этого времени мало для должного освоения языка. Однако в некоторых странах Европы школьники только с третьего класса начинают изучать английский, а итоговый результат у них совсем другой.

Для достижения уровня С1, на который ориентируется ЕГЭ, достаточно потратить около 700-800 часов. А за 10 лет, если заниматься в школе два раза в неделю, выходит в среднем 720 часов изучения английского. Опять какая-то неувязка.

Попробуем же разобраться, почему, несмотря на все старания в школе, наши дети толком не могут поддержать разговор на английском языке и нуждаются в помощи репетиторов для успешной сдачи ЕГЭ по нему.

1. Стремление формализовать процесс обучения

Всевидящее око Министерства образования пристально следит за беспрекословным соблюдением программы по изучению английского языка. Шероховатости программы, особенности внутренней организации отдельных школ и отличительные черты самих школьников не рассматриваются как весомые оправдания даже малейшего отклонения от проложенного курса.

За примерами строго следования программе далеко ходить не нужно. Многие встречали учителей, которые без лишних сожалений отбрасывали целые главы учебников, ради точного соответствия календарно-тематическому плану.

Обратная ситуация — это родители, требующие закрыть глаза на то, что их ребенок так и не научился элементарно читать, и исправить его никудышные оценки. Аргументация проста и изящна — программа якобы не требует этого от детей после первого года обучения.

Остается лишь всем участникам процесса школьного образования посоветовать чаще обращаться к голосу разума, а не к календарным планам.

2. Школьные пособия

Не будем обращаться к конкретным названиям, однако есть определенные пособия с довольно специфической программой обучения. Впервые с английским языком сталкиваются второклашки. Изучение алфавита укладывается в 3 урока — по 8-9 букв за один урок. При этом уделяется внимание исключительно названию букв, звуковые обозначения остаются без внимания. В результате навыки связного чтения не вырабатывается. А затем вдруг детей просят с ходу читать целые куски текста по 5-9 строчек. Естественно, ребенок к таким поворотам судьбы на тот момент еще не готов.

-2

При этом существуют действительно хорошие пособия, которые родители готовы были бы приобрести и за свои кровные, но эти обучающие материалы не включены в одобренный Министерством образования список. Многие качественные международные пособия не допускаются к использованию в школах. В результате имеем то, что имеем.

3. Степень квалифицированности учителей

Тут тоже все печально. Действительно талантливые педагоги, любящие английский язык, постоянно совершенствующие свои языковые навыки, не остаются надолго в обычных среднестатистических школьных учреждениях. Мало кто выдерживает бесконечные отчеты, бумажную и электронную волокиту, изнуряющие совещания, собрания, классное руководство, еще и нехватку толковых учебных пособий в довесок. В конце мы получаем профессиональное выгорание и безразличие к своей работе.

На курсах повышения квалификации учителей обучают премудростям компьютерных презентаций, работе с интерактивными досками и всяческим другим полезностям государственных стандартов, но уровень их знания в среднем так и остается на отметке В1-В2. При этом его величество ЕГЭ требует уровня В2-С1.

4. Лишение детей языковой практики

Учителя поголовно акцентируют внимание на заучивании слов, чтении и переводе текстов. Занятия по английскому языку подавляющую часть времени ведутся не на нем, а разговаривают дети преимущественно только на задних партах, да и то на родном русском.

Засилье зубрения грамматики и игнорирование естественной языковой практики делают свое дело. Школьников с самых ранних классов безжалостно кидают в омут Present Simple и ему подобных, надолго отбивая желание постигать английский, бывает и на всю жизнь.

-3

Этот список недочетов нашего школьного образования касательно английского языка далеко не исчерпывающий. Однако он даст общее представление о сформировавшейся проблеме.

Конечно, есть замечательные учителя, которые разрушают все барьеры и препятствия на пути просвещения детей. Они зарождают неподдельный интерес к языку у своих воспитанников, открывая впоследствии для них многие двери в жизни. Но все это единичные случаи, и без глубоких изменений в самой структуре школьного образования далеко нам всем не уехать. А воз и ныне там.