Главной проблемой философии является то, что её часто рассматривали как «служительницу»: служительницу теологии в средневековье, служительницу науки в новое время, служительницу идеологии в новейшее время, а в современности вообще философия растворилась в междисциплинарных связях, если её рассматривать вне академической дисциплины.
Нельзя отрицать тот факт, что философия всегда пребывала и пребывает в актуальности — можно считать, что она — эхо тех проблем, которые волнуют людей сегодня, и актуализирует некоторое размышление, если это «чистая» форма философии или исполняет государственно — идеологическое задание в своей изувеченной форме.
Если в прошлых эпохах к философии относились в целом однозначно (точнее существовала официальная версия отношения к ней), то в современном мире есть некоторые трудности.
С одной стороны, остается подозрительным отношение к философии как форматору идеологии, с другой стороны, у нового поколения к философии скептическое, если не безразличное, отношение, которое, не в последнюю очередь, сформировано неправильным методом изложения философии в учебных заведениях.
Если рассматривать философию, её задачи и значение с более классической стороны, тогда мы можем выделить основные её функции:
- мировоззренческая,
- познавательная,
- логическая,
- социально-адаптивная,
- критическая,
- воспитательная.
Но действительно ли все эти функции работают?
Часто идет речь о том, что философствование как размышление характерно каждому, тогда, логично, и все функции должны выполняться в жизни каждого человека, ибо он задействован в этом процессе. К сожалению, в таких выражениях часто отождествляется философия и мировоззрение, потому что часто говорят что «у каждого своя философия», и подразумевается как раз система взглядов, что мы можем отнести именно к системе мировоззрения, а не конкретно философии. Еще одним доказательством того, что философия не является личным достоянием можно считать выделение некоторых признаков философского мышления, таких как:
- граничный уровень обобщения,
- форма человеческого самоосознания, мышления под углом жизненного выбора,
- очерчивание действительности не только такой какой она есть, но и такой которой должна быть,
- форма «мышления о мышлении»,
- внутренне связанное, логически последовательные, аргументированное и обоснованное,
- поставленные и разрешенные граничные, абсолютные проблемы человеческого бытия.
Если посмотреть на значение философии в общих масштабах, можно сказать, что она является тем мостиком, который связывает человека и всё, что его окружает через мышление, через желание философствования(размышления) и, как заключение, — изменение мира и растворение его в мире отдельного индивида, и таким образом, она выполняет свои функции, по крайней мере касательно некоторых индивидов.