Как-то, прогуливаясь по страницам интернета, Марина прочитала странную фразу: «Одна из дочерей обязательно повторяет судьбу матери…» Она содрогнулась, будто прочитанная только что фраза была адресована лично ей. Выключив ноутбук, Марина посмотрела на себя в зеркало и произнесла сквозь зубы: «Ну, уж нет! Что угодно, только не это…» Разве она могла предположить в этот миг, что произнесенное в отчаянии «что угодно» окажется таким непредсказуемым. Хоть всё передумай, вряд ли до такого поворота судьбы додумаешься.
Возвратившись из института и опять подойдя к зеркалу, Марина провела ладошкой по щеке, которая сплошь была покрыта угревой сыпью. «Так и есть, всё повторяется, со слезами в голосе прошептала она, - мама рассказывала, как страдала в молодости от этого недостатка. У неё даже кавалеров, в отличие от ровесниц, долго не было…»
Марина была права, потому что её мама Ира и в самом деле очень долго страдала из-за своей внешности. Шла по жизни так натужно, будто в крутую гору поднималась, считая себя самой несчастной из всех, кто жил на белом свете.
Но всё изменилось с тех самых пор, когда у неё появилась тайна. У тайны было имя – Алексей. Был он постарше её, не красавец, конечно, но она, как сама посчитала, в подметки ему не годилась, значит, Алексей хорош собой, и точка. Подружки сразу приметили перемену в её настроении, приступили с расспросами, но Ира никому не выдавала эту нежную тайну, будто боялась расплескать такое хрупкое своё счастье.
А познакомилась она с Алексеем на вечеринке у друзей. Наверное, его привлекла совсем не внешность, а молодость Иры, ведь ей в ту пору было всего девятнадцать лет. Роман был бурный и довольно продолжительный, они встречались почти год, и хоть кавалер не спешил делать Ире предложение, и она не знала наверняка, случится это когда-нибудь или нет, но однажды всё-таки решилась и подарила ему ночь любви, на которой их роман и закончился. Именно, закончился, потому что на другой день Алексей исчез, будто в воду канул. Ирина пыталась разыскать его, даже приходила и звонила в дверь, но ей так никто и не открыл. Было ощущение прерванного полёта, будто туда, в поднебесье, где парили они в своём любовном танце, кто-то швырнул камень. И вместо неба оказалась она на грязной земле. Еле-еле поднялась, отряхнулась, дрожа всем телом, и, сглатывая слёзы, поплелась по жизни дальше, сразу превратившись в тихое безропотное существо, утратившее даже малейшую надежду на возможность личного счастья.
Два года Ира прожила в каком-то забытьи, ходила по улицам, всматриваясь в лица прохожих и мечтая однажды увидеть его, своего возлюбленного, чтобы спросить, почему он ни за что ни про что так ранил её сердце. В предательство не верилось, Ира боялась, не случилась ли с Алексеем беда.
Но беды никакой не случилось, а случилось самое настоящее чудо. Как-то, возвращаясь с вечерней электрички, в толпе прохожих она увидела Алексея. Ей показалось, что толпа спешащих навстречу людей расступилась, и они оказались лицом к лицу. Самым краешком сознания Ира отметила, что Алексей не очень обрадовался их встрече. Но это ни капельки не испугало её, она улыбалась и твердила: «Я нашла тебя… Бог есть! Всё-таки я нашла тебя…»
Так судьба связала их ещё раз. Алексей уже больше не церемонился, назначил свидание у себя дома и тут же потащил в постель. Ира не сопротивлялась, будто чувствовала, что заветное колечко всё равно будет на её пальчике, хотя Алексей по-прежнему ей ничего не обещал. И только когда Ирина забеременела, он стал говорить о том, что пора оформить отношения. Ире не очень нравилась такая формулировка, ей хотелось свадьбу, шумную, веселую, хотелось машину с растрёпанной куклой на капоте, мечталось надеть фату и белое платье, хотелось музыки и суеты фотографов, но ничего этого в её судьбе не случилось. Была обычная послеобеденная регистрация, когда в загсе закончились все основные торжества. Они приехали в загс на троллейбусе, уставшая сотрудница ленивым голосом предложила им расписаться и объявила мужем и женой. Потом, вечером, была небольшая вечеринка в кругу трёх подруг и ближайших родственников. Тихо посидели и разошлись, свадьба была больше похожа на поминки.
В положенный срок у молодых родилась дочка, Марина. Её звонкий смех на время разрядил напряженную атмосферу в их семье, казалось, уж теперь-то она прочно привязала Алексея к Ирине.
Финансовое положение семьи было тяжёлым, заработка Алексея явно не хватало, а родители в ту пору не считали нужным помогать молодой семье, мол, крутитесь сами. Ира по природе была неленива, хваталась за любую подработку, которая могла добавить хотя бы копейку в их семейный бюджет, даже не побрезговала, пошла работать посудомойкой в летнее кафе, где зарплату выдавали каждый день. Но втайне она все-таки ждала того дня, когда закончится декретный отпуск, и она сможет выйти на свою работу.
Когда подошёл срок выходить на работу в детский сад, Ирина пошла в больницу, чтобы пройти обследование и оформить санитарную книжку. Была надежда, что, наконец-то, в её жизни всё наладится, прекратится так тяготившее всех безденежье, жизнь обретёт новый смысл, будет не рай, конечно, но всё же, всё же… Разве могла она предположить, что именно в эти минуты её самых лучших надежд грянет гром среди ясного неба, что этот визит к врачу перепашет всю её жизнь, изменит её до неузнаваемости, сотрёт все надежды, которые только что плыли перед её глазами яркими радужными картинками. Вместо разрешения на работу Ире дали направление к онкологу. Окаменело всё в груди, но Ира справилась со своей неизбывной тоской, ничего не сказала ни мужу, ни дочке, чтобы зря их не волновать, потому что сама изо всех сил надеялась на лучшее. Ей казалось, что подобная беда может случиться с кем угодно, только не с ней. Но лучшего не случилось: повторное обследование показало - у нее рак!
Врачи сделали всё возможное, а сама Ира мужественно прошла операцию, облучение, несколько сеансов химиотерапии, потеряла все волосы, похудела до неузнаваемости, но выжила. И не просто выжила, а, по прошествии года вышла на работу. Не надеясь на то, что хватит сил работать по восемь часов, она устроилась дворником, понимая, что, если ослабеет, близкие помогут ей. Временами было тяжело, почти невозможно, но она поднималась и шла, потому что дочка росла, а вместе с ней росли и её запросы.
Как-то, вернувшись из школы, Марина попросила:
- Мама, у нас открыли секцию по стрельбе из лука. Можно, я запишусь?
- Конечно можно, о чём ты спрашиваешь, дочка? Лишь бы это было тебе на пользу…
- Мама, но необходимо снаряжение, а оно очень дорогое…
- Ничего, доченька, мы справимся, вечером я поговорю с папой…
Алексей как ни странно затею дочери поддержал:
- Может, хоть ты, Маринка, в люди выбьешься. А с деньгами мы что-нибудь придумаем.
И он придумал. Теперь каждый вечер они одевались и шли в парк, чтобы там собирать пустые бутылки, даже соревнование устраивали: кто соберёт больше. Утром Алексей сдавал их в ларёк «Стеклотара» и все деньги до копеечки нёс в семейный бюджет.
Марина ездила на соревнования, много пропускала уроков, но это нисколько не мешало её учебе, в школе она была одной из лучших учениц. Только вот с кавалерами, как и у матери когда-то, ей долго не везло, у сверстниц уже вовсю шумели любовные бури, а она всё была одна…
Окончив школу, Марина поступила в медицинский институт. Ира работала на двух участках, хотя имела вторую группу инвалидности. У неё была одна-единственная мечта: дотянуть Марину до диплома. Дотянуть… Дотянуть самой, потому что мужа у неё к этому времени уже не было: Алексей ушёл из семьи. Хорошо, что квартиру им оставил, поэтому вскоре Ира перевезла в эту квартиру свою парализованную мать, чтобы её пенсия тоже работала на образование Марины.
Чтобы ещё хоть как-то экономить, Ира по всему городу ходила пешком. По ночам шила детское белье, подрабатывая в швейном ателье.
Марина кроме учебы, в свободное время принимала по телефону заказы на ремонт бытовой техники. Однажды, задремав прямо у стола, она, проснулась, разбуженная резким телефонным звонком. Проснулась и заплакала горько, безутешно. Она, рыдала, уткнувшись Ире в грудь, почти кричала:
- Мама, неужели и я так буду жить? Мама, я не хочу…
- Что ты, доченька, что ты, у тебя всё будет по-другому. Ты же у меня вон какая умница, не гуляешь, не пьёшь, не куришь…
- Мама, потому у меня и парня нет…
- Будет у тебя парень, будет, верь мне. А чашу горя я за тебя выпила, всю до капельки выпила, ни росиночки тебе не оставила. Верь мне, верь…
Будто следуя пророчеству матери, весной в судьбе Марины начались необыкновенные перемены. Как-то возвращаясь из института, она обратила внимание, что всю дорогу за ней идёт один и тот же парень. Испугалась, припустила бежать, а он догнал, остановил, успокоил, сказал, что давно уже за ней наблюдает, что нравится она ему очень.
Марина слушала и не верила своим ушам. Неужели материнское пророчество сбывается?
А парень между тем продолжил:
- Выходите за меня замуж. Я окончил семинарию. Меня направляют на приход, а без матушки никак нельзя. Вы не бойтесь меня, мы обязательно полюбим друг друга, Господь поможет нам… Детки пойдут, сколько счастья-то будет…
Марина посмотрела на него и улыбнулась про себя:
-А что, наденет он рясу, бородку отрастит, животик появится, а на нём большой золотой крест - будет настоящий батюшка. А я кто?
По-своему расценив её улыбку, молодой человек засмущался:
- Вы только ничего такого не думайте, я никак не хотел вас обидеть, просто мне показалось, что из вас получится хорошая матушка…
- Матушка? Матушка Марина… Чудно…
И, повернувшись к молодому человеку, она сказала:
- Я подумаю...
- Вы только недолго думайте, времени мало…
- А чего долго-то? Завтра и отвечу, только вот с мамой посоветуюсь…
Попрощавшись, будущий батюшка повернул назад, а Марина шла и улыбалась своим мыслям: «Матушка Марина… Вот мама-то удивится… Значит, врёт всё интернет. Мама права. У меня будет своя судьба».