8K подписчиков

Непонятный автокран с обрубленной стрелой – что за мутант

5K прочитали

Неспециалисту при всем желании будет трудно определить назначение этого автомобиля. Вроде бы он похож на подъемный кран, но стрела какая-то странная. С таким размером ей и поднять-то толком ничего нельзя. А если это эвакуатор, то куда он машину грузить будет – платформы-то нет?

Габаритные размеры УТ-14: 8,8х2,5х3,7
Габаритные размеры УТ-14: 8,8х2,5х3,7

На самом деле это творчество завода «Могилевтрансмаш» - модель УТ-14 (установщик транспортный с грузоподъемностью 14 тонн) на шасси МАЗ-534035. Он был разработан в 2010 году по заказу латвийского предприятия «АЛКОМ-ТРАНС» из Риги. Его назначение – возвращать на рельсы многозвенные трамваи Skoda 15T RIGA. В свое время рижане закупили 9 таких трамваев, и выяснилось, что для них нужен специальный аварийный подъемник, способный не только приподнимать тяжелые вагоны, но и буксировать неисправный состав в парк, в случае необходимости.

Попутно в задачу машины входила эвакуация с трамвайных путей автомобилей полной массой до 5,5 тонн пострадавших в ДТП. УТ-14 должен был переставлять их в сторону, чтобы возобновить движение трамваев.

К машине прилагалось три противовеса по 420 килограмм каждый
К машине прилагалось три противовеса по 420 килограмм каждый

Простая на первый взгляд задача имела скрытые сложности. Ширина опорного контура автомобиля не должна была превышать 2 метра. Но при этом УТ-14 обязан был быть максимально устойчив и иметь минимальные габариты. В итоге максимальный вылет стрелы достиг 4,6 метра, а рабочая высота (в верхней точке оголовка стрелы) – 5,8 метра.

На тот момент это была уникальная машина. Трамвайные парки использовали для ликвидации последствий схода самодельные конструкции. Их еще хватало на одиночные вагоны, но с многозвенной техникой им уже было сложно. С появлением УТ-14 казалось, что сейчас на «Могилевтрансмаш» ринутся с заказами трамвайщики со всех городов СНГ. Но по факту, машина так и осталась в единственном экземпляре.