Дорогие читатели! Большинство из вас, конечно, помнят стремительный взлет и ошеломляющий успех юной ученицы хореографического училища г. Перми Надежды Павловой в 70-80-е годы прошлого века. Почему она быстро исчезла с балетной сцены? Как складывалась ее дальнейшая жизнь? Речь об этом пойдет сегодня.
Триумф девочки Нади
К Наде успех пришел очень рано. В возрасте 15-ти лет она получила I премию Всероссийского конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве. Через год, в 1973-м году, продолжая быть ученицей, Надя Павлова завоевала Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве. Соотечественники любовались ее танцем и фотографиями.
Семья и детство
Родилась будущая звезда 15 мая 1956 г. в Чебоксарах, в чувашской многодетной семье. Папа, рентгенотехник, и мама, воспитатель детского сада, имели 8-рых детей. В Пермское хореографическое училище их дочка попала в результате конкурсного отбора одаренных детей из кружков Домов пионеров специальной комиссией.
Хореографическое училище стало для девочки на долгие годы домом. Связи с родной семьей, наоборот, ослабились и сводились в основном к поздравительным открыткам от родителей к праздникам. Семья жила очень скромно. Однажды даже встал вопрос о невозможности оплачивать обучение Нади. Но, желая сберечь талантливую ученицу, администрация училища выхлопотала ей содержание за государственный счет.
Нет, ее ученическая жизнь не была усыпана розами. Жесткий режим, большие перегрузки, отсутствие игр и прогулок за неимением времени и сил. Ее педагогом стала Людмила Павловна Сахарова, объединившая в своем педагогическом кредо особенности сразу двух - ленинградской и московской - балетных школ. Она отлично выпестовала юную танцовщицу, благодаря которой получила мировую известность. Однако, как и ныне кое-где принято при обучении специальностям искусства, наставница была авторитарной, могла и унизить, и довести до слез. После победы Нади на конкурсе психологическое давление на нее даже ужесточили, "чтоб не возгордилась", хотя и ранее в учебных постановках она танцевала ведущие партии. Когда Надю пригласили завершить обучение в Москве, педагог поставила условие: если Надя переезжает в Москву, то только вместе с ней. Поскольку "сверху" этого не разрешили, Надя вернулась в Пермь для окончания училища именно там. Другого выбора не было.
Большой театр
После окончания хореографического училища Надежда около года работала солисткой в Пермском театре оперы и балета, где исполнила партии Жизели (в 17 лет) и Джульетты. Затем она была приглашена солисткой в Большой театр. Репетиционной работой с ней занималась Марина Семенова, а ежедневная протекала в классе именитого Асафа Месерера.
Все отмечали, кроме высочайшего ее профессионализма, воздушный, легкий полет над сценой, нереально объемный шаг, поразительный "гранд батман", глубину внутренней эмоциональной наполненности. В Большом Надежда станцевала множество партий - и в "Щелкунчике", и в "Спящей красавице", и в "Шопениане", и в "Спартаке", и в "Дон-Кихоте". За 5 лет с 1975-го по 1980-й годы юная солистка подготовила 10 главных партий.
В то же время чистая, не искушенная театральным закулисьем балерина совершенно не была подготовлена к клубку интриг, высочайшей жестокой конкуренции, сплетням, зависти, проискам со стороны мужской половины руководства. Например, Юрий Григорович, невзирая на высочайший балетный статус Нади, предложил ей вначале вместо должности солистки работу в кордебалете на 3 года! Не сломаться было очень трудно...
Надежда и Слава русского балета
В театре основным партнером Надежды назначили Вячеслава Гордеева. Он работал в Большом с 1968 года, и в данном составе эту пару стали готовить к предстоящим международным конкурсам. Гордеев хорошо знал законы театрального выживания. В 1976 году Надя и Вячеслав вступили в брак, о котором в связи с именами молодоженов говорили: "Надежда и Слава русского балета". На их пышной свадьбе присутствовали представители партийно-правительственной и балетной элиты, а также было много других приглашенных.
Но и здесь утонченной, далекой от грубых материй Надежде было трудно: муж все время давал понять, что она ему обязана всем; что это именно он выстраивает ее карьеру. Об этом ей постоянно твердили и друзья Гордеева. А от жены супругу хотелось иметь полное подчинение и подобие ему. Вячеслав был старше Нади на 8 лет.
Пока окружающие считали их брак идеальным, он потихоньку распадался. Балерину мучали депрессии. Ее состояние давно не было стабильным, и Надежда через 10 лет совместной жизни приняла решение прекратить ее. На имя руководства театра посыпались анонимки об аморальном поведении балерины... Свое женское счастье Надежда нашла с психотерапевтом, который вызволял ее из депрессии - профессором, доктором медицинских наук Константином Михайловичем Окулевичем.
Как жила тогда и живет сейчас Надежда Павлова?
В 1984 году Надежда окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа, получив диплом педагога-репетитора. В начале своего преподавания она вела серию мастер-классов во Франции, Германии, Японии, Финляндии.
В 1992—1994 годах ею был открыт собственный «Театр балета Надежды Павловой», где она стала художественным руководителем. В 1995 году перешла к руководству труппы «Ренессанс-балет», ставившей балеты из классического наследия. В 1995 и 1996-м годах работала в составе жюри международных конкурсов артистов балета в Люксембурге и Гонконге. В 1999 г. была приглашена на открытие Российского культурного центра в Вашингтоне и в том же году стала лауреатом международного фестиваля «Звёзды мирового балета» в г. Донецке.
В настоящее время она является профессором ГИТИСа, а с 2013 г. - и педагогом-репетитором балетной труппы Большого театра. Вот так она выглядит в наши дни:
Итоги надежд и реальность
Полностью реализовать все то, о чем мечталось, Надежде не удалось. Ей в своей работе хотелось привнести еще больший объем инноваций. Однако из Большого театра ей пришлось уйти, поскольку в тот период там царила невыносимая для чуткой, ранимой души Надежды обстановка. Как знать, возможно, это было единственно правильное решение. Ее жизненным предназначением было творчество, но оно входило в противоречие с задачами театрального выживания: лавированием, угодничеством, ломанием своих принципов, кляузничеством и пр.
Но в любом случае звезда Надежды Павловой ярко осветила и отечественную, и мировую балетную сцену. Впервые в нашей стране звание народной артистки СССР, которого балерина удостоилась, было получено так рано - в 28 лет. Неповторимый, совершенный и полный вдохновения танец балерины - наше общее культурное сокровище.
Дорогие читатели! Поделитесь своим мнением о талантливой балерине и данном материале!