5 апреля 1942 года в районе "Демянского котла" (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолётЯк-1 был подбит.
Как он выжил? Ведущий телеканала «Моя Планета» Алексей Никулин нашел самолет легендарного летчика.
Я точно знаю, когда именно эта история началась для меня, — это было в Греции, на острове Патмос, в мае 2011 года во время съемок фильма «Греция. Эхо войны». В таверне у подножия монастыря Иоанна Богослова к нам подошел мужчина лет 50 и, после того как убедился, что мы русские, попросил скачать ему фильм «Повесть о настоящем человеке». Фильм был основан на реальных событиях из жизни героя Советского Союза, летчика Алексея Петровича Маресьева, а грек много лет собирал материалы о кумире своей юности.
Удивительное дело, но советского героя помнит не только этот грек, но и многие другие иностранцы, с которыми мне впоследствии довелось общаться, — популярность Маресьева в 60–80-е годы была сопоставима с популярностью Юрия Гагарина. История летчика, который сумел после потери обеих ног вернуться в боевую авиацию и, пилотируя скоростной истребитель, сбивать самолеты противника, удивляла, восхищала и вдохновляла миллионы людей по всему миру. При этом в нашей стране о герое стали потихоньку забывать, а некоторые мои знакомые, к величайшему моему стыду, вообще о нем никогда не слышали.
Сухие факты
О Маресьеве написаны книги, поставлена опера, снят художественный фильм, десятки документальных фильмов, опубликованы сотни, если не тысячи, очерков и интервью. В семье Маресьевых мне довелось увидеть даже комиксы, изданные в Индии. Сама же «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, с которой и началась всемирная известность пилота, была издана в СССР более 130 раз и 39 раз за рубежом.
Из опубликованных источников следует, что летчик 580-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Маресьев, пилотируя истребитель Як-1, 4 апреля 1942 года совершал боевой вылет на штурм аэродрома противника Истошно, находившегося в так называемом Демянском котле. Во время выполнения боевого задания самолет Маресьева был подбит и совершил вынужденную посадку в лесном массиве в районе озера Селигер. После 18-суточного пребывания в лесу без пищи, обессиленный, с обмороженными ногами, пилот был найден жителями в 3 км от деревни Плав. Московские врачи сумели спасти жизнь Маресьеву, но в результате развившейся гангрены ступни ног пришлось ампутировать.
Несмотря на полученную инвалидность, Алексей Петрович сумел добиться возвращения в истребительную авиацию и уже на протезах в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, участвуя в боях на Курской дуге, сбил еще семь самолетов противника, доведя общий счет своих побед до 11.
24 августа 1943 года за спасение жизни двух летчиков и уничтожение двух немецких истребителей старший лейтенант А.П. Маресьев удостоен звания Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая звезда» за номером 1102.
Экспедиция особого назначения
Казалось бы, что тут еще можно исследовать — жизнь героя досконально изучена, и на первый взгляд добавить к биографии Алексея Петровича Маресьева нечего.
Не все так просто. Например, Як-1, на котором летчик совершил вынужденную посадку, до сих пор не найден, хотя его упорно и давно ищут многие: местные жители, энтузиасты и профессиональные поисковики. Так, самолет Lockheed P-38 Lightning Антуана де Сент-Экзюпери, на котором тот пропал 31 июля 1944 года, в 2003 году наконец был найден, хотя фюзеляж, как оказалось, был полностью разрушен и его фрагменты были разбросаны по дну Средиземного моря на весьма значительной площади — 400 на 1000 м. Самолет Маресьева не упал, а совершил аварийную посадку — то есть практически не пострадал. Но, повторюсь, до сих пор не найден.
Масса неравнодушных людей вовлеклись в это очень непростое расследование, объединившись в Экспедицию особого назначения.
Мы работали с архивами, поднимали в том числе немецкую аэрофотосъемку, провели несколько поисковых экспедиций, применяя самые нетрадиционные методы поиска, опросили всех, кто знал Маресьева для того, чтобы восстановить в деталях события нескольких недель апреля 1942 года и по возможности определить место падения самолета. В экспедицию был привлечен даже экстрасенс Мехди Эбрагими-Вафа.
Надо признать, что порой нам приходилось нелегко, учитывая труднодоступность, крайнюю степень непроходимости и даже опасности территорий, на которые мы замахнулись. Наш ежедневный трек составлял не менее 15 км по самой труднопроходимой местности. И основное, что нам облегчало жизнь, это болотоходы «Пачер» и «Зубр», которым не было и нет альтернативы на реальном болоте, и пикапы Volkswagen Amarok, которые показали себя очень достойно и, как ни странно, смогли проехать там, где даже более подготовленная техника застревала.
Удивительно, но в источниках о подвиге Маресьева встречаются неточности и разночтения. Так, из материалов, опубликованных в интернете, вы узнаете, что самолет упал в новгородских лесах в апреле 1942 года, марте и даже феврале. В действительности же это произошло в апреле, но не 4-го числа, как утверждает большинство источников, а на день позже, 5-го. Причем Маресьев в тот день, прежде чем его сбили, успел уничтожить два самолета «Юнкерс-52». Другая особенность — через несколько дней младший лейтенант Маресьев за сбитые в бою самолеты противника был представлен к ордену Боевого Красного Знамени. И это спустя всего четыре дня после случившегося, когда еще не была известна судьба летчика. А вдруг он попал в плен? Это были первые странности, на которые мы обратили внимание, но далеко не последние.
При опросе людей, лично знавших Маресьева, складывалось впечатление, что Алексей Петрович, когда его расспрашивали о так называемом лесном эпизоде, либо повторял заученную годами легенду в духе «упал, потерял сознание, очнулся — гипс», либо вообще предпочитал отмалчиваться. В том числе и в семье. Возможно, воспоминания были слишком тяжелыми. Возможно, именно этим объяснялось его нежелание ехать в те края, где произошло падение и категорический отказ искать свой истребитель...
Но, по крупицам воссоздавая события, все больше создавалось впечатление, что было нечто, о чем Алексей Петрович не хотел рассказывать, и в конце концов нам, похоже, удалось понять — о чем и почему.
Большинство исследователей и поисковиков в значительной степени основывали свои поиски на книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Но сам Маресьев никогда не считал события, изложенные в этой книге, достоверными на 100%, и при этом никогда не комментировал, какие же именно факты были искажены. Попробуем представить: на войне встретились два человека. Никто из них не знал, встретятся ли они еще когда-то и вообще будут ли живы. Ни Маресьев, ни Полевой, проведя ночь в землянке за разговорами, не предполагали, какие далеко идущие последствия будут у этой встречи. Очевидно, что Маресьев был излишне откровенен в некоторых деталях, о чем потом жалел. Этим объясняется то, что Маресьев и Полевой после войны не дружили и почти не встречались. Исключением были лишь протокольные события, которых было невозможно избежать.
В результате расследования и нескольких полевых экспедиций в район предполагаемого падения самолета мы определили две основные версии событий. Согласно первой Маресьев упал на линии фронта, мог ходить и прошел достаточно много, прежде чем обморозил ноги и был найден.
Согласно второй версии самолет совершил аварийную посадку в нашем тылу у юго-западной оконечности Лютицкого болота всего в 9 км от того места, где он был обнаружен местными жителями.
Одна из наших экспедиций была предпринята в самом начале марта 2015 года, в том числе и для того, чтобы реконструировать реальные условия и трудности, в которых оказался Маресьев в апреле 1942 года, и попытаться понять, как он мог перемещаться в том же лесном массиве и сколько мог пройти по снежному покрову того же размера.
Районы поиска — это безлюдные и сильно заболоченные лесные массивы, где понятие дороги весьма условно или в принципе отсутствует. Этим и объясняется сложность обнаружения таких объектов, как самолеты, хотя, если судить по боевым донесениям, они там десятками падали ежедневно — начиная с января 1942 года и кончая мартом 1943 года.
Есть у нас много фактов, есть и найденный истребитель Як, который будет, вероятно, поднят в ближайшее время. Я умышленно не раскрываю всех подробностей расследования, выводы и результаты экспедиций — вы их узнаете из фильма.
Экспедиция особого назначения выражает глубокую благодарность всем, кто участвовал и поддержал поисковые мероприятия и экспедиции, а именно:
- вдохновителю проекта Дмитрию Харламову;
- разработчику вездеходов «Зубр» и «Пачер» Анатолию Дубровину;
- официальному дилеру марки Volkswagen — компании «Германика»;
- подольскому архиву Министерства обороны РФ;
- псковскому поисковому объединению «След пантеры», Александру Маркину и Анатолию Горбунову;
- поисковому отряду «Забытый батальон», Владимиру Бумакову, Валерию Вязовскому и Ивану Никулину;
- начальнику подразделения реставрации Музея техники Вадима Задорожного Юрию Костькину;
- доктору экспедиции Михаилу Савостьянову;
- врачу и экстрасенсу Мехди Эбрагими-Вафе;
- съемочной группе телеканала «Моя Планета» (Виктор Чуняев, Владимир Гаврилов, Тахир Лебедев и Алексей Никулин)
Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.
#путешествия
#русский след
#русский мир
#алексей никулин
#моя планета
#маресьев