Найти тему
Русский След

Маресьев: подвиг длиною в жизнь

5 апреля 1942 года в районе "Демянского котла" (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолётЯк-1 был подбит.

Как он выжил? Ведущий телеканала «Моя Планета» Алексей Никулин нашел самолет легендарного летчика.

Я точно знаю, когда именно эта история началась для меня, — это было в Греции, на острове Патмос, в мае 2011 года во время съемок фильма «Греция. Эхо войны». В таверне у подножия монастыря Иоанна Богослова к нам подошел мужчина лет 50 и, после того как убедился, что мы русские, попросил скачать ему фильм «Повесть о настоящем человеке». Фильм был основан на реальных событиях из жизни героя Советского Союза, летчика Алексея Петровича Маресьева, а грек много лет собирал материалы о кумире своей юности.

Удивительное дело, но советского героя помнит не только этот грек, но и многие другие иностранцы, с которыми мне впоследствии довелось общаться, — популярность Маресьева в 60–80-е годы была сопоставима с популярностью Юрия Гагарина. История летчика, который сумел после потери обеих ног вернуться в боевую авиацию и, пилотируя скоростной истребитель, сбивать самолеты противника, удивляла, восхищала и вдохновляла миллионы людей по всему миру. При этом в нашей стране о герое стали потихоньку забывать, а некоторые мои знакомые, к величайшему моему стыду, вообще о нем никогда не слышали.

Сухие факты

О Маресьеве написаны книги, поставлена опера, снят художественный фильм, десятки документальных фильмов, опубликованы сотни, если не тысячи, очерков и интервью. В семье Маресьевых мне довелось увидеть даже комиксы, изданные в Индии. Сама же «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, с которой и началась всемирная известность пилота, была издана в СССР более 130 раз и 39 раз за рубежом.

Из опубликованных источников следует, что летчик 580-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Маресьев, пилотируя истребитель Як-1, 4 апреля 1942 года совершал боевой вылет на штурм аэродрома противника Истошно, находившегося в так называемом Демянском котле. Во время выполнения боевого задания самолет Маресьева был подбит и совершил вынужденную посадку в лесном массиве в районе озера Селигер. После 18-суточного пребывания в лесу без пищи, обессиленный, с обмороженными ногами, пилот был найден жителями в 3 км от деревни Плав. Московские врачи сумели спасти жизнь Маресьеву, но в результате развившейся гангрены ступни ног пришлось ампутировать.

Несмотря на полученную инвалидность, Алексей Петрович сумел добиться возвращения в истребительную авиацию и уже на протезах в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, участвуя в боях на Курской дуге, сбил еще семь самолетов противника, доведя общий счет своих побед до 11.

24 августа 1943 года за спасение жизни двух летчиков и уничтожение двух немецких истребителей старший лейтенант А.П. Маресьев удостоен звания Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая звезда» за номером 1102.

-2

Экспедиция особого назначения

Казалось бы, что тут еще можно исследовать — жизнь героя досконально изучена, и на первый взгляд добавить к биографии Алексея Петровича Маресьева нечего.

Не все так просто. Например, Як-1, на котором летчик совершил вынужденную посадку, до сих пор не найден, хотя его упорно и давно ищут многие: местные жители, энтузиасты и профессиональные поисковики. Так, самолет Lockheed P-38 Lightning Антуана де Сент-Экзюпери, на котором тот пропал 31 июля 1944 года, в 2003 году наконец был найден, хотя фюзеляж, как оказалось, был полностью разрушен и его фрагменты были разбросаны по дну Средиземного моря на весьма значительной площади — 400 на 1000 м. Самолет Маресьева не упал, а совершил аварийную посадку — то есть практически не пострадал. Но, повторюсь, до сих пор не найден.

Масса неравнодушных людей вовлеклись в это очень непростое расследование, объединившись в Экспедицию особого назначения.

Мы работали с архивами, поднимали в том числе немецкую аэрофотосъемку, провели несколько поисковых экспедиций, применяя самые нетрадиционные методы поиска, опросили всех, кто знал Маресьева для того, чтобы восстановить в деталях события нескольких недель апреля 1942 года и по возможности определить место падения самолета. В экспедицию был привлечен даже экстрасенс Мехди Эбрагими-Вафа.

-3

Надо признать, что порой нам приходилось нелегко, учитывая труднодоступность, крайнюю степень непроходимости и даже опасности территорий, на которые мы замахнулись. Наш ежедневный трек составлял не менее 15 км по самой труднопроходимой местности. И основное, что нам облегчало жизнь, это болотоходы «Пачер» и «Зубр», которым не было и нет альтернативы на реальном болоте, и пикапы Volkswagen Amarok, которые показали себя очень достойно и, как ни странно, смогли проехать там, где даже более подготовленная техника застревала.

Удивительно, но в источниках о подвиге Маресьева встречаются неточности и разночтения. Так, из материалов, опубликованных в интернете, вы узнаете, что самолет упал в новгородских лесах в апреле 1942 года, марте и даже феврале. В действительности же это произошло в апреле, но не 4-го числа, как утверждает большинство источников, а на день позже, 5-го. Причем Маресьев в тот день, прежде чем его сбили, успел уничтожить два самолета «Юнкерс-52». Другая особенность — через несколько дней младший лейтенант Маресьев за сбитые в бою самолеты противника был представлен к ордену Боевого Красного Знамени. И это спустя всего четыре дня после случившегося, когда еще не была известна судьба летчика. А вдруг он попал в плен? Это были первые странности, на которые мы обратили внимание, но далеко не последние.

При опросе людей, лично знавших Маресьева, складывалось впечатление, что Алексей Петрович, когда его расспрашивали о так называемом лесном эпизоде, либо повторял заученную годами легенду в духе «упал, потерял сознание, очнулся — гипс», либо вообще предпочитал отмалчиваться. В том числе и в семье. Возможно, воспоминания были слишком тяжелыми. Возможно, именно этим объяснялось его нежелание ехать в те края, где произошло падение и категорический отказ искать свой истребитель...

Но, по крупицам воссоздавая события, все больше создавалось впечатление, что было нечто, о чем Алексей Петрович не хотел рассказывать, и в конце концов нам, похоже, удалось понять — о чем и почему.

Большинство исследователей и поисковиков в значительной степени основывали свои поиски на книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Но сам Маресьев никогда не считал события, изложенные в этой книге, достоверными на 100%, и при этом никогда не комментировал, какие же именно факты были искажены. Попробуем представить: на войне встретились два человека. Никто из них не знал, встретятся ли они еще когда-то и вообще будут ли живы. Ни Маресьев, ни Полевой, проведя ночь в землянке за разговорами, не предполагали, какие далеко идущие последствия будут у этой встречи. Очевидно, что Маресьев был излишне откровенен в некоторых деталях, о чем потом жалел. Этим объясняется то, что Маресьев и Полевой после войны не дружили и почти не встречались. Исключением были лишь протокольные события, которых было невозможно избежать.

В результате расследования и нескольких полевых экспедиций в район предполагаемого падения самолета мы определили две основные версии событий. Согласно первой Маресьев упал на линии фронта, мог ходить и прошел достаточно много, прежде чем обморозил ноги и был найден.

Согласно второй версии самолет совершил аварийную посадку в нашем тылу у юго-западной оконечности Лютицкого болота всего в 9 км от того места, где он был обнаружен местными жителями.

Одна из наших экспедиций была предпринята в самом начале марта 2015 года, в том числе и для того, чтобы реконструировать реальные условия и трудности, в которых оказался Маресьев в апреле 1942 года, и попытаться понять, как он мог перемещаться в том же лесном массиве и сколько мог пройти по снежному покрову того же размера.

Районы поиска — это безлюдные и сильно заболоченные лесные массивы, где понятие дороги весьма условно или в принципе отсутствует. Этим и объясняется сложность обнаружения таких объектов, как самолеты, хотя, если судить по боевым донесениям, они там десятками падали ежедневно — начиная с января 1942 года и кончая мартом 1943 года.

Есть у нас много фактов, есть и найденный истребитель Як, который будет, вероятно, поднят в ближайшее время. Я умышленно не раскрываю всех подробностей расследования, выводы и результаты экспедиций — вы их узнаете из фильма.

Экспедиция особого назначения выражает глубокую благодарность всем, кто участвовал и поддержал поисковые мероприятия и экспедиции, а именно:

  • вдохновителю проекта Дмитрию Харламову;
  • разработчику вездеходов «Зубр» и «Пачер» Анатолию Дубровину;
  • официальному дилеру марки Volkswagen — компании «Германика»;
  • подольскому архиву Министерства обороны РФ;
  • псковскому поисковому объединению «След пантеры», Александру Маркину и Анатолию Горбунову;
  • поисковому отряду «Забытый батальон», Владимиру Бумакову, Валерию Вязовскому и Ивану Никулину;
  • начальнику подразделения реставрации Музея техники Вадима Задорожного Юрию Костькину;
  • доктору экспедиции Михаилу Савостьянову;
  • врачу и экстрасенсу Мехди Эбрагими-Вафе;
  • съемочной группе телеканала «Моя Планета» (Виктор Чуняев, Владимир Гаврилов, Тахир Лебедев и Алексей Никулин)

Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.

#путешествия

#русский след

#русский мир

#алексей никулин

#моя планета

#маресьев