Найти тему

Стили христианского искусства

Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи. Раннехристианское искусство представляло собой период катакомбной архитектуры и живописи. Рис. 46-50.

-2
-3
-4
-5

После признания христианства свободной религией миланским эдиктом 313 г. в Римской империи возникает раннехристианская архитектура, прежде всего при строительстве церквей. Развитие архитектурных типов церквей в западных и восточных областях идет по одинаковому пути. Различия состояли в использовании свода и купола на востоке и популярности «трансепта» по примеру базилики Св. Петра на западе. Трансепт возник из-за необходимости вместить больше верующих вблизи алтаря церкви и завершал здание в алтарной ее области, образуя в плане букву «Т». Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, и план храма приобрел форму латинского креста.
Собраниям верующих и проведению служб больше всего соответствовали пространства типа римских базилик. Это имело существенное значение для дальнейшего развития типа храмовой архитектуры. Христианская базилика берет начало от одного из типов гражданских базилик – залов императорских дворцов. В период образования раннехристианской архитектуры ее основными центрами являлись Рим и Равенна. Значительные по масштабности сооружения были так же в Сирии. На рис. 51-54. Показаны примеры архитектурных мотивов данного периода.

-6
-7
-8
-9

В 325 г. Христианская религия становится официальной религией Римской империи. Великая империя, ослабленная внутренними распрями, гражданской борьбой и набегами варваров, распалась на две части. К концу IV века восточная часть Римской империи преобразуется в Византийскую. В ее состав входили Балканы, Передняя Азия, Сирия и Египет. Столицей являлся Константинополь. Архитектурные формы и декоративные мотивы вначале были верны римским традициям. Однако, скульптурное богатство древнеримской архитектуры во внутреннем убранстве церковных построек Византии было заменено богатством красок и блеском золота, а место фресок заняла мозаика. Рис. 55-59.

-10
-11
-12
-13
-14

Византийское раннее мебельное искусство ни чем не отличалось от позднеримского. При ее изготовлении упор делался на ценные материалы – золото, слоновую кость, драгоценные камни. Видимо по этому, до нашего времени не дошло почти никаких ее образцов, сохранились только изображения мебели. На рис. 60 показана реконструкция вида мебели.

-15

В византийских жилищах были очень распространены ткани. Из узорных шелковых тканей делали занавесы, покрывала, скатерти. Пользовались византийцы и мягкой мебелью восточного типа, такой как низкие диваны, тахты. Византийское искусство распространялось все дальше на запад, многие мастера объездили всю Европу. Это распространение легло в основу создания романского стиля зарождавшегося в начале IХ века.

По сравнению с греко-римским искусством в византийском искусстве ощущается значительное упрощение общих форм. Это проявлялось во всем в архитектуре, декоре и живописи. По внешним формам византийская мебель VI – IX веков была грубой, но с множеством вычурных украшений. В декоративной отделке применялись христианские мотивы: монограммы Христа, голубь, рыба, барашек, павлин; из растений – виноградная лоза с кистью, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь и пальмовый лист. Из греческих мотивов были заимствованы и стилизованы лист аканта и пальметта (украшение в виде пальмового листа) Рис. 61, 62.

-16
-17

В декоре широко использовались орнаменты вьющихся растений и ленточных сплетений, а также фантастические «звериные» мотивы.

В первые столетия после рождества Христова влияние восточных форм декора отразилось не только в Византии, но было распространено по всей Европе и даже отчасти в Китае. Всем разновидностям стилей в Европе и Передней Азии в VII – IX веках были присущи одинаковые восточные мотивы, это преимущественно различные мифологические животные. В IX – XII веках восточные мотивы оказали большое влияние на романское искусство всех стран. Византийский стиль оказал большое влияние на Россию и Балканские страны (Сербию, Болгарию, Румынию). Консерватизм Православной Церкви в России способствовал сохранению традиций византийского искусства.

Текст составил: Виктор Юрьевич Трускалов 2004 г.