Найти тему

"Он всей душой любил Того, кто сотворил таким его"

Приветствую своих читателей!

Вчера мою душу задела до слез песня-притча Светланы Копыловой "К@лека":

Он не имел ни рук, ни ног,

он сам ни пить , ни есть не мог,

он человека был кусок, -

таким его уж создал Бог.

Но у него была душа -

большая, как воздушный шар:

он всей душой любил Того,

Кто сотворил таким его.

Он всё лежал или сидел,

казалось, был он не у дел,

он только песни петь умел,

да в небо синее смотрел.

Но иногда отца просил,

чтоб в церковь он его сносил,

и в церкви пел он для Того,

Кто сотворил таким его.

На жизнь свою он не роптал,

глядел в окно, псалмы читал,

а кто к@леку обижал,

за тех молился и прощал.

Ещё мечтал он рисовать,

ведь мог он кисть в зубах держать,

и рисовать он стал Того,

Кто сотворил таким его.

Он не имел ни рук, ни ног,

он сам ни есть, ни пить не мог,

но приукрасил церковь он:

взирал Господь с его икон.

Ну, а потом его душа

летела, как воздушный шар,

прочь от земли, под кров Того,

Кто сотворил таким его...

Эта песня об удивительном художнике-иконописце Журавлёве Григории Николаевиче, который родился в 1858 году в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии.

 Иконописец Григорий Журавлёв, портрет, воссозданный по фотографии художником Николаем Колесником. Изображение с сайта utevka.cerkov.ru
Иконописец Григорий Журавлёв, портрет, воссозданный по фотографии художником Николаем Колесником. Изображение с сайта utevka.cerkov.ru

Его имя стало широко известно в России и за границей после того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин икону, на которой было написано по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Госархив позднее подтвердил эти сведения.

Младенец появился на свет без ног и рук - "гладкий, словно яйцо". Доброхоты советовали матери перестать его кормить, все равно не жилец. Но ее страдание было так велико, что она готовилась вместе с ребенком попрощаться с жизнью. Спас их дед - отец матери - Пётр Васильевич Трайкин, взяв новорожденного Григория к себе на попечение.

Способность к рисованию у Гриши проявилась рано. Еще будучи совсем маленьким, он удивлял земляков тем, что, ползая по двору на животе, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных.

В 9 лет Григорий стал посещать школу, его отвозил и забирал дед. Он научился писать, держа карандаш в зубах, таким же образом в дальнейшем он писал и свои картины.

После смерти деда 11-летний Гриша стал учиться на дому самостоятельно, в этом ему большую помощь оказывал учитель земской школы из Утёвки Троицкий.

Односельчане хорошо относились к мальчику. Часто, взяв его на руки, брали его на любимую рыбалку.

Однажды с Гришей произошел такой случай. Как-то летом сельская ребятня отправилась с мальцом-калекой на речку. Все пошли купаться, а Гришу оставили на бугре. Тут-то на него и спикировал орёл, да необычный - двуглавый. На глазах у растерявшейся детворы птица подняла тело-обрубок в небо. Пронзительный детский крик, видимо, испугал орла, - он выпустил добычу. "Никак, Ангелы подстелили соломку", - рассудили в селе, когда подняли с земли Гришу невредимым.

С детства он любил бывать в церкви. Гриша мог часами рассматривать умиротворенные лица святых, и однажды объявил, что намерен стать иконописцем. Он был так уверен в своем призвании, что говорил: "Господь даровал мне дар!"

В пятнадцать лет паренек отправился в Самару учиться художественному мастерству.

Григорий и Афанасий Журавлёвы. Рисунок Людмилы Кулагиной. Изображение с сайта russkiymir.ru
Григорий и Афанасий Журавлёвы. Рисунок Людмилы Кулагиной. Изображение с сайта russkiymir.ru

Он обратился к живописцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот приютил необычного ученика на несколько дней в своей квартире и познакомил с первыми приёмами живописи. Этого для Григория было достаточно. Закупив в Самаре красок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утевку и, заказав себе стол с особыми приспособлениями, принялся писать иконы дома в своей мастерской. Помогали ему бабушка и родной брат Афанасий, они разводили краски, чистили кисти и делали заготовки из дерева, из которых потом получались иконы.

Написанные им образы расходились нарасхват. В народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные.

Образа Журавлёва нашлись почти в каждой утевской избе и в соседних сёлах. Дешёвую икону купить крестьянам было по силам, поэтому художник писал для них образа на дереве и без позолоты.

Через пять лет юный иконописец решил подарить несколько икон высокопоставленным лицам Самары. На его "живые" иконы обратили внимание - стали поступать заказы, отец Григория отвозил иконы в Самару.

Богородичная икона работы Г. Журавлёва из свободного доступа
Богородичная икона работы Г. Журавлёва из свободного доступа

А вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение семьи Журавлёвых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей.

Рисунок Людмилы Кулагиной. Изображение с сайта russkiymir.ru
Рисунок Людмилы Кулагиной. Изображение с сайта russkiymir.ru

Григорий был весьма грамотным человеком. Он много читал, в его доме была большая библиотека. Самостоятельно изучил черчение, анатомию. Уже взрослым вместе с братом Афанасием экстерном с отличием закончил Самарскую мужскую гимназию. К Григорию часто обращались за помощью односельчане. Он им писал письма, прошения. По сохранившимся воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был весёлого нрава, любил шутить. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пастушеский кнут, размахивал и хлопал им с оглушительным свистом.

В 1884 году Журавлёв обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему участие в жизни калеки-живописца, с просьбой представить написанную икону Святителя Николая Чудотворца Цесаревичу Николаю, будущему Императору.

Икона Святителя Николая Чудотворца письма Григория Журавлёва, преподнесённая в дар цесаревичу, будущему императору Николаю Второму. Хранится в Эрмитаже. Изображение: chiffa-lis.livejournal.com
Икона Святителя Николая Чудотворца письма Григория Журавлёва, преподнесённая в дар цесаревичу, будущему императору Николаю Второму. Хранится в Эрмитаже. Изображение: chiffa-lis.livejournal.com

Цесаревич икону милостиво принял. Вскоре Император Александр III пригласил Журавлёва во дворец. Здесь крестьянин-живописец написал портрет семьи Романовых.

Царь тогда же назначил ему пожизненную ежемесячную пенсию в 25 золотых рублей, а Самарскому губернатору велено было "выдать Журавлёву иноходца с летним и зимним выездом".

Бытует легенда, что на обратном пути Григорий помимо своей воли попал в бродячий цирк на колёсах. Полгода возили его по России — показывали публике как диковинку. С большим трудом удалось вернуться на родину.

После поездки в Санкт-Петербург, когда в семье появился достаток, Григорий всё чаще пишет образа на золоте и собственноручно подписывает на тыльной стороне: "Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий".

Икона Григория Журавлева и подпись на оборотной стороне из свободного доступа
Икона Григория Журавлева и подпись на оборотной стороне из свободного доступа

В 1885 году произошло одно невероятное событие. Художника пригласили расписывать Троицкий храм в Утевке. Журавлеву предстояло повторить творческий подвиг Микеланджело – но и здоровому человеку подобное дается непросто. Храм строился по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлёва. По его эскизам были написаны все фрески.

Для храма Журавлёв писал не только иконы, но и огромные фрески, — рассказывает настоятель храма священник Анатолий Копач. — Когда он расписывал церковь, особенно купол, кожаные ремни впивались в его тело, выщербливались зубы, опухали губы. Это был подвиг… Зажав кисть в зубах, он трудился над образами святых целый день, а вечером не мог раскрыть рта от боли. Сестра, рыдая, отогревала сжатые судорогой челюсти горячими полотенцами, а наутро Журавлев снова отправлялся в храм. Работа шла несколько лет, слух о храме, расписанном художником без конечностей, прогремел на всю Россию.

В храме великолепная акустика, потому что в стены строителями были встроены специальные горшки. Освящена церковь в 1892 году.

Фреска в храме из свободного доступа
Фреска в храме из свободного доступа

В советское время на храм начались гонения. В 1934 году начали разрушать колокольню. Разожгли костры под деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в Самару, остальные под покровом ночи привезли на колхозную пасеку - для изготовления пчелиных ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачёв тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему принесли необходимое количество досок. К разрушению самого храма власти приступали не один раз. В советское время в храме разместили зернохранилище. Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших дней. В 90-е годы Троицкий храм в Утевке был возвращен церкви и отреставрирован.

Фото Троицкого храма в Утевке после реставрации из свободного доступа
Фото Троицкого храма в Утевке после реставрации из свободного доступа

Искусствоведы считают, что Григорий Журавлев был выдающимся иконописцем. По его работам становится понятно, что хотя он стремился удержаться в рамках иконописной традиции, но неизбежно добавлял что-то свое, новое.

Набросок художника из свободного доступа
Набросок художника из свободного доступа
Утевская мадонна. Фото из свободного доступа.
Утевская мадонна. Фото из свободного доступа.

Умер Григорий Журавлёв в 1916 году. По благословению правящего архиерея его похоронили в ограде сельского храма.

Могила художника. Фото из свободного доступа
Могила художника. Фото из свободного доступа

В Утевке сегодня существует музей, посвященный Григорию Журавлеву, о нем пишут рассказы, ему посвящают собственные работы другие художники, жители села предлагают канонизировать своего необычного земляка. Иконы, написанные Журавлевым, находят по всей России и за ее пределами, хранятся в Эрмитаже и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Уважаемые читатели, мне интересно и важно ваше мнение о прочитанном.

Благодарю за подписку, лайки и комментарии.