По мере того, как из года в год меняется история кино, все сильней становится заметно, что лучшие режиссерские работы охвачены особым влиянием тревоги.
У Гаспара Ноэ свои влияния — он выделяет их жирным шрифтом, в экранном тексте. Каждый раз, когда он выпускает новый фильм, он стремится переосмыслить что-то, усиливая чувство зрителей через эластичность киносреды.
Его путь шел отсекса к преступлению, к танцам и, здесь, в "Вихре" - к смерти. В частности, одинокие, печальные смерти, постигающие стареющее население «развитого мира»: и здесь, как и в "Любви" Михаэля Ханеке, Ноэ исследует борьбу любви с полной остановкой жизни.
Гаспар Ноэ приступил к созданию "Вихря" после того, как перенес кровоизлияние в мозг, которое чуть не убило его. Когда он полностью выздоровел, то приступил к съемкам фильма.
Доминирующим аффектом "Вихря" является деменция.
Деме́нция (лат. dementia — безумие) — приобретенное слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.
Другие фильмы о начале и развитии деменции не были такими же мрачными или такими же полными тщетного отчаяния, как эта история о пожилой паре, которую играют итальянский маэстро ужасов Дарио Ардженто и французская актриса Франсуаза Лебрен, чья связь растворена болезнью.
Ноэ использует разделенный экран, чтобы представить разрыв между персонажами, и в первые минуты «Вихря» режиссер показывает зрителю момент, когда болезнь возникает между ними, имея черную полосу, которая будет разделять экран до конца фильма.
Каждая сторона экрана захватывает своего персонажа и в ранней сцене мы можем наблюдать, с одной стороны, как профессиональный кинокритик Ардженто начинает свой рабочий день за пишущей машинкой, в то время как с другой стороны, отставной врач Лебрен направляется в соседний хозяйственный магазин. Когда женщина теряется в тесном магазине, она внезапно парализована растерянностью и страхом, и в этот самый момент, ее деменция оторвала ее от мужа.
Царство снов - передышка от одиночества жизни, прожитой в тени смерти.
Действие фильма происходит во вселенной, безразличной и не реагирующей на надежды своих персонажей, в которой в какой-то момент их планы буквально смываются в унитаз. Другими словами, действие происходит в мире, лишенном обычных сентиментальных благочестий о старении и смерти.
Временами пессимизм здесь может показаться таким же вынужденным, как и ложная надежда, но есть здесь также глубокая честность в трактовке фильмом упадка и смерти.
Фильм не оставляет никакой надежды на лучшее. Нет, он убеждает, что лучшее из всего возможного уже наступило и уже было когда-то реализовано.
"Вихрь" похож на сон, потому что он позволяет испытать смерть, а затем вернуться в мир живых и быть подготовленным к неизбежному.
Кинопрокат фильма запланирован на 23 июня 2022 года.