Из самого заголовка статьи становится ясно: да, увы и ах, но с циклом романов Фрэнка Герберта я не ознакомлена. Пыталась читать в подростковом возрасте, но не пошло. Знаю-знаю, это классика фантастики, эпическое литературное произведение. Каюсь, виновна. И всё же мир Дюны, так и не открывший мне своих секретов много лет назад, оставался достаточно привлекательным. А потому фильм Дени Вильнёва я не то, чтобы ждала с нетерпением, но пометку «посмотреть на досуге» для себя сделала. И вот настал тот час, тот светлый миг… В общем, посмотрела я фильм.
Не последней причиной для просмотра стала фамилия режиссёра. Уж больно мне понравилось его «Прибытие», основанное на рассказе Теда Чана. Единственное, что смущало – хронометраж, целых два с половиной часа. Немного отступлю от темы: что за мода последнее время снимать фильмы почти по три часа? Какая-то гигантомания.
Но вернёмся к «Дюне». Для тех, кто не в курсе сюжета, кратко перескажу суть. Итак, представьте себе фэнтезийное средневековье, перенесённое в условия космоса. Населённой частью Вселенной правит некий император, а на каждой планете сидят свои князьки, борющиеся за власть и влияние. Не обходится в истории без «серого кардинала». В данном случаи им выступает могущественный орден Бене Гессерит, состоящий из женщин. Им доступны некие тайные знание и умения, но чего они конкретно добиваются, не совсем ясно. Главным же героем является юноша по имени Пол, сын герцога Атрейдеса и одной из бывших членов Бене Гессерит. Естественно, как и положено главному герою, он не только перенял всё лучшее от родителей, но и претендует на звание местного мессии, избранного.
И как же без врагов! Главным противником дома Атрейдесов являются Харконнены, которые много лет властвовали на Арракисе – той самой Дюне, заодно всячески притесняя местное население. Если вы ещё не сломали мозг от всего этого – поздравляю! Но по указу императора Харконненов сплавляют с Дюны, а новым наместником как раз и ставят отца Пола. Но если бы дело состояло только в территориях, большой заварушки бы не произошло. Но Арракис является единственным местом, где добывают пряность, позволяющую путешествовать в космосе. А потому тот, кто правит планетой, имеет в руках огромную власть.
Это я обозначила лишь зачин. Хотя, по сути, большего для просмотра «Дюны» знать и не нужно. Я читала комментарии, что в фильме ничего не понятно, всё сложно и нудно. Не знаю. Да, многие моменты не разжёваны прямо до микронов, но общую картину взаимоотношений выдуманного мира и его законов составить можно. Насчёт «нудности»… Опять же, не претендую на истинность собственного мнения, но я смотрела фильм с большим интересом, и желания промотать или как-то ускорить происходящее на экране у меня не возникало.
В «Дюну» набрали «модных» актёров, находящихся сейчас на пике популярности. Куда не сунься, они, кажется, везде. Это, ни в коем случае, не принижает их таланта или прошлых заслуг. Но тот же Шаламе начинает напоминать голливудскую версию Безрукова. Помните, он у нас и Пушкина играл, и Есенина, и ещё половину почивших легенд. Я не против того, чтобы продвигать молодых артистов, но перенасыщение одними и теми же лицами на экране порой может вызывать обратную реакцию отторжения.
Поклонники оригинальной серии романов также придирались к костюмам, технике и прочим атрибутам вымышленного мира. Я не знаю, насколько подробно всё это расписано и описано у Герберта, поэтому судить в данном случае не могу. Но на мой неискушённый взгляд машинерия в фильме выглядит довольно убедительно. Особенно все эти а-ля вертолёты-стрекозы и харвестеры.
Что же касается самой планеты Арракис, то песчаная пустыня – она и в Африке песчаная пустыня. Но вот червячки вышли очень даже впечатляющими. Увидев пасть песчаного червя, я подумала почему-то о кракене из «Пиратов Карибского моря». Итак, что касается визуально-технической части, то тут поработали настоящие специалисты своего дела.
За музыку в фильме отвечал знаменитый Ханс Циммер, мелодии которого, кстати, звучат всё в тех же «Пиратах», а также в таких хитах как «Гладиатор», «Начало», «Король лев» и множестве других. На прошедшей премии «Оскар» композитор получил заветную статуэтку именно за «Дюну». Но, хоть пытайте, я даже не могу припомнить, что звучало в фильме. Какой-то общий шум на заднем плане. Не сильно раздражающий, но и не особенно выразительный. Но, опять же, ИМХО.
Самым большим разочарованием стала концовка. Сюжет охватывает лишь некоторую часть первого романа. Впечатление от финала остаётся такое же, как если бы я читала-читала, а потом вдруг решила захлопнуть книгу и отложить чтение до лучших времён, даже не добравшись до начала следующей главы. Не получилось ни эффектной точки, ни вразумительного многоточия.
Буду ли я ждать продолжения? Да, безусловно. Побудил ли меня фильм всё-таки познакомиться с циклом романов о планете Арракис? Да, побудил. Во всяком случае, я пожалела, что в своё время не смогла одолеть хотя бы первый том. Понравился ли мне фильм? Назвать «Дюну» шедевром я точно не могу, но, если большинство вышедших в последнее время фильмов либо вызывают желание забыть о них, как о страшном сне, либо сами забываются через несколько месяцев (развитие склероза исключать также не стоит), то работу Вильнёва хочется пересмотреть. Лучше бы, конечно, уже с точки зрения человека читавшего.