От трактиров и кабаков из этой статьи переходим к элитным европейским заведениям, которые стали активно распространятся по Петербургу в начале 19 века. Сегодня речь пойдёт о ресторациях.
Ресторанами преимущественно владели европейцы - немцы, французы, итальянцы. Постояльцы этих заведений - дворянство, "золотая молодёжь" и конечно богатые туристы и иностранцы.
Одной из знаменитых была ресторация Дюме (Гороховая ул., 7, 1820 г.). Открыл её француз Андрие, который попал в Россию военнопленным в 1812 году, а в 1830 г. владельцем стал француз Дюме. Современники высоко оценивают это заведение как первоклассный ресторан, где находят своё пристанище львы и денди. В этом ресторане любил бывать А. С. Пушкин, здесь в 1834 он познакомился с Дантесом.
Или ресторан Александра (Signoro Allessandro) на Мойке, у Полицейского моста. Итальянская кухня. Немцы, правда, практически не заходят сюда. В подобные заведения обычно пускали только знакомых владельцу людей или отпускали шикарные обеды на дом, к тому же частым явлением были рестораны при гостиницах. То есть первые ресторации не относились к числу общепита, это были заведения для элиты, где цены и обслуживание соответствующее.
В 1820 гг. – ресторационная часть в Петербурге была еще в детстве. В лучших русских трактирах почти нельзя было обедать. Кроме дурного приготовления, постоянно дурного масла, там строго придерживались разделения кулинарных продуктов на допетровские категории… Единственное спасение холостякам, не имеющим, как я, своей кухни были французский tabled’hote у Андрие на углу Малой Морской и Гороховой.
В ресторанах редко подавали супы. В основном готовили мясные блюда, закуски, подавали разнообразное вино. Кухня была самая разная, от турецкой до английской.
Наилучшую характеристику Петербургской кухне дал А. С. Пушкин в произведении "Евгений Онегин":
Явился к Дюме, где появление мое произвело общее веселие: холостой, холостой Пушкин! Стали потчевать меня шампанским и спрашивать не поеду ли я к Софье Астафьевне? Все это меня смутило, так что я к Дюме являться более уже не намерен и обедаю сегодня дома…
И правда, завсегдатаями ресторанов были холостяки, а женатый Пушкин
чувствует себя уже не так комфортно.
Заведения Бореля, Киба, Контана становятся новыми фаворитами молодёжи. Поэт Н. Агнивцев писал:
Мой Бог, вот скука!
Даже странно,
Какая серая судьба:
Все тот же завтрак у «Контана»,
Все тот же ужину «Кюба»!
каждой ночью, час от часа, <…..>
Одни и те же ананасы,
Одни те же декольте!
Это рестораны, где день и ночь проводили пиры, а вино и шампанское текло рекой, при чём иногда в прямом смысле. Рестораны становятся местом проведения досуга и ночного кутежа. При этом они становились дороже. Позволить себе посещение ресторана Кюба, например, могла только высшая аристократия. При этом была распространена практика кредитования, владельцы не взыскивали долги слишком настойчиво, клиентура внушала доверие.
Александр Блок так описывал гулянье в ресторанах того времени:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Для людей попроще существовали кафе-рестораны, где цены были демократичнее. В таких заведениях любили проводить время творческие люди.
Так, постепенно к концу 19 века распространяются целые ресторанные комплексы, предназначенные для гуляний и заведения новых знакомств.
Про ресторанно-развлекательные комплексы я рассказывал в прошлой статье. Это были огромные комплексы, где было всё для настоящего кутежа: показы мод, киносеансы, огромные аквариумы, сады, игры, оркестры, даже катки.
Таким образом рестораны в начале 20-го века становятся доступнее для людей и рассчитываться уже на массового потребителя. Из-за нарушения исключительности ресторанов, они начинают резко распространяться по Санкт-Петербургу.
Ярко освещенные, нарядно убранные залы и уютные кабинеты; огромные зеркала убеждали дам в их красоте и неотразимости; потом – сервировка столов, мерцание хрусталя, матовый блеск серебра; разумеется, рюмочка водки, грибочки, расстегаи, кулебячки, рябчики, трюфели. И, именно здесь, среди вечернего великолепия, в атмосфере приподнятого, веселого настроения рождалось эстрадное искусство.