Найти тему
Это Жизнь!!!

ИНДУИСТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Оглавление
Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Индуистская мифология - это повествования, встречающиеся в индуистских текстах, таких как ведическая литература, эпосы Махабхарата и Рамаяна, Пураны, региональные литературы, такие как Перия Пуранам. Индуистская мифология также встречается в широко переведенных популярных текстах, таких как Панчатантра и Хитопадеша, а также в текстах Юго-Восточной Азии.

Индуистская мифология часто не имеет последовательной, монолитной структуры. Один и тот же миф обычно появляется в различных версиях и может быть представлен по-разному в разных социально-религиозных традициях. Также отмечается, что со временем эти мифы были изменены различными философскими школами, особенно в индуистской традиции. Считается, что эти мифы имеют глубокий, часто символический смысл, и им дается целый ряд сложных толкований.

Индуистская эпическая литература представлена в таких жанрах индуистских текстов, как:

- Ведическая литература (1500-500 гг. до н.э.)

- эпосы

- пураны

- Веды

Многие из этих легенд развиваются в этих текстах, имена персонажей меняются или история приукрашивается более подробными деталями, но главная идея и моральные ценности остаются неизменными. По словам Венди Донигер:

Каждый индуистский эпос отличается от других; все индуистские эпосы похожи друг на друга. (...) Каждый индуистский эпос воспевает веру в то, что вселенная безгранично разнообразна, что все происходит одновременно, что все возможности могут существовать, не исключая друг друга. (...) Не существует единой основной версии индуистского эпоса; каждая из них рассказывается и пересказывается с рядом мелких и крупных вариаций на протяжении многих лет. (...) Великие эпосы богато неоднозначны и неуловимы; их истины не могут быть уложены в аккуратные категории ученых. Более того, эпосы [в индуизме] - это живые организмы, которые постоянно меняются. (...) - О'Флаэрти

Индуистский эпос разделяет творческие принципы и человеческие ценности, встречающиеся в эпосе повсеместно. Однако конкретные детали варьируются, и его разнообразие, по словам Донигера, огромно. В индуистских сказаниях индийская мысль о природе бытия, состоянии человека и его стремлениях воплощается через переплетение контрастов характеров: добро против зла, честный против бесчестного, влюбленный, придерживающийся дхармы, против хулигана, выступающего против дхармы, нежный и сострадательный против жестокого и жадного. В этих эпосах все непостоянно, включая материю, любовь и мир. Магия и чудеса процветают, боги терпят поражение и боятся за свое существование, вызывая войны или споры. Смерть угрожает жизни, а жизнь находит способ творчески возродиться, побеждая смерть. Эрос упорно преобладает над хаосом.

Индуистские эпосы охватывают широкий круг вопросов. Они включают истории о том, как и почему возник космос (индуистская космология, космогония), как и почему возникли люди или все формы жизни (антропогония), а также сильные и слабые стороны каждого, как возникли боги, а также сильные и слабые стороны каждого (теогония), борьба между добрыми богами и злыми демонами (теомахия), человеческие ценности и то, как люди могут жить вместе, разрешать разногласия (этика, аксиология), здоровые цели на этапах жизни и различные способы жизни каждого человека (домохозяин, монах, пурусартха), смысл всего существования и способы личного освобождения (сотериология), а также легенды о причинах страданий, хаоса и конца времени с началом нового цикла (эсхатология).

Дашаватара

Значительная коллекция вайшнавистских традиционных реинкарнаций включает в себя те, которые связаны с аватарами Вишну. Десять наиболее распространенных из них включают:

1. Матсья: в ней повествуется о великом потопе, подобном тому, который встречается во многих древних культурах. Спасителем здесь является Матсья (рыба). Самые ранние рассказы о мифологии матсьи встречаются в ведической литературе, где рыба-спаситель приравнивается к божеству Праджапати. Позже рыба-спаситель сливается с личностью Брахмы в послеведийскую эпоху, а еще позже - с аватарой Вишну. Легенды, связанные с Матсьей, расширяются, развиваются и варьируются в индуистских текстах. Эти легенды имеют встроенный символизм, где маленькая рыбка под защитой Ману вырастает в большую рыбу, и эта рыба в конечном итоге спасает земное существование.

2. Курма: самый ранний рассказ о Курме содержится в Шатапатха Брахмане (Яджур веда), где он является формой Праджапати-Брахмы и помогает в самудра-мантхане (взбалтывании космического океана). В эпосах и пуранах легенда расширяется и развивается во многих версиях, в которых Курма становится аватарой Вишну. Он появляется в форме черепахи, чтобы поддержать основу космоса и космическую палку для взбалтывания (гора Мандара).

3. Вараха: самые ранние версии легенды о Варахе или вепре встречаются в Тайттирия Араньяке и Шатапатха Брахмане. Они повествуют о том, что вселенная была первозданными водами. Земля была размером с ладонь и была заперта в них. Бог Праджапати (Брахма) в облике вепря (вараха) погружается в воды и вытаскивает землю. В постведической литературе, в частности в Пуранах, мифология кабана переформулируется через аватару бога Вишну и злого демона по имени Хираньякша, который преследует людей и похищает богиню Землю. Вараха-Вишну борется с несправедливостью, убивает демона и спасает Землю.

4. Нарасимха: мифология Нарасимхи рассказывает о человеко-львином аватаре Вишну. Он уничтожает злого царя (Хираньякашьяпу), прекращает религиозные преследования и бедствия на Земле, спасает своего почитателя (Прахлада) от страданий, вызванных мучениями и наказаниями за следование своим религиозным убеждениям, и таким образом Вишну восстанавливает Дхарму.

5. Вамана

6. Парашурама

7. Рама

8. Кришна

9. Баларама

10. Калки

Примерно в 1700 году до н.э. в Индию начали мигрировать народы из районов, расположенных к северо-западу от Индии. Называемые арийцами или индоевропейцами, они принесли с собой мифическую традицию, которая стала основой ранней формы индуизма. С течением времени, по мере смешения ариев с народами и культурами индийского субконтинента, мифология становилась все более сложной.

Этапы и источники

Индуизм прошел через различные этапы, которые можно связать с наиболее важными текстами, сохранившимися от каждого периода. Самый ранний этап связан с Ведами, древнейшими индийскими документами. Одна из них, Риг-Веда, представляет собой собрание 1028 хвалебных гимнов и молитв богам со ссылками на мифы. Веды основаны на древних арийских традициях, которые долгое время передавались только в устной форме.

Эпос - длинная поэма о легендарных или исторических героях, написанная в величественном стиле.

Следующая группа текстов, Брахманы, датируется 900-700 гг. до н.э. Хотя Брахманы в основном посвящены ритуалам индуизма, они содержат много мифов. Упанишады, написанные около 700 г. до н.э. и позже, сосредоточены на идеях, но часто передают их через мифы. Два великих индуистских эпоса, Махабхарата и Рамаяна, записанные примерно между 300 г. до н.э. и 300 г. н.э., содержат истории о ряде главных божеств. После этого времени главным выражением индуистской мифологии и религии стали тексты, называемые пуранами, "историями былых времен". Большинство историй посвящено тому или иному богу. Пураны часто пересказывают более ранние мифы, иногда голосами самих богов.

Темы

Некоторые ключевые верования индуизма формируют фон, на котором разворачиваются мифы. Одним из них является идея реинкарнации, иногда называемая переселением душ. По индуистским представлениям, каждая душа переживает много-много жизней. После смерти одного тела, или инкарнации, душа рождается вновь в новом живом теле. Даже боги могут перевоплощаться в человеческую форму.

Подобно тому, как индивидуальная душа постоянно перерождается, вселенная постоянно создается и разрушается. Время движется циклами в миллионы лет, бесконечно созидая и разрушаясь, без начала и конца. Все изменения и разрушения являются частью божественно направленного космического танца, который в конечном итоге приведет к обновлению. Столкнувшись с этой огромной закономерностью, каждый человек обязан следовать своему собственному образцу правильного поведения, называемому дхармой.

Основные фигуры

Индуистская мифология населена огромным количеством божеств, демонов, полубогов, людей и животных. Некоторые из них играли центральную роль в одну эпоху, но остались на втором плане в более поздние периоды, в то время как другие поднялись из безвестности к известности. Атрибуты и история многих мифологических персонажей значительно изменились за многие века существования индуизма.

божество - бог или богиня.

космический - большой или вселенский по масштабу; имеющий отношение к Вселенной.

полубог - тот, кто является частью человека и частью бога.

атрибут - качество, свойство или сила существа или вещи.

пантеон - все боги определенной культуры.

Брахма, создатель жизни на земле, является одним из Тримурти, трех богов в центре индуистского пантеона (наряду с Шивой и Вишну). В ранних ведических текстах богом-создателем был Праджапати, но со временем Брахма занял место старшего бога во многих мифах о сотворении Вселенной.

Индуистские божества, роль божества

Брахма - бог-создатель. Деви - жена Шивы, богиня, принимающая множество форм - как добрых, так и свирепых. Ганеша - бог удачи и мудрости. Индра - бог бурь и дождей. Шива, мстящий и разрушающий бог. Варуна, первоначально бог-создатель и владыка неба, позднее ставший богом воды Вишну - бог-хранитель и защитник жизни.

Вишну, второй член Тримурти, является хранителем или защитником жизни. Его атрибутами являются милосердие и благость. Некоторые индусы считают Вишну верховным существом, а Брахму и Шиву - его аспектами. Шива, происходящий от древнего ведического бога бури Рудры, является третьим членом Тримурти. Он - бог возмездия и разрушения, но его разрушение позволяет начать новое творение. Иногда Шиву изображают в виде танцора, который руководит движениями вселенной.

Деви, "богиня", - одно из самых древних божеств пантеона. Под ее именем объединены различные женские божества, которые представляют различные аспекты Деви. Среди них Парвати, жена Шивы; Дурга, богиня-воительница и истребительница демонов; и еще более свирепая Кали, "темная", которая также сражается с демонами, но иногда опьяняется кровью и разрушением.

Популярный слоноголовый четырехрукий бог Ганеша - сын Парвати. Один из самых популярных богов в индуизме сегодня, он ассоциируется с удачей и мудростью. Индра, бог бури и дождя, был одним из важнейших божеств Риг-Веды и, возможно, представлял вождей-воинов предков арийских народов. Ведические гимны свидетельствуют о том, что Индра сменил Варуну, хранителя справедливости и порядка, на посту царя богов. Однако по мере развития индуистской мифологии Индра, в свою очередь, перешел на второстепенную позицию ниже Тримурти. Кришна - одно из воплощений, или аватар, Вишну. Он появляется в Махабхарате и Пуранах. Многие истории о нем посвящены его шаловливому, игривому характеру и его многочисленным любовным похождениям.

Ману, которого иногда называют сыном Брахмы, является одновременно богом и первым человеком, прародителем человеческой расы. Согласно одному из мифов, маленькая рыбка предупреждает Ману о том, что земля скоро будет уничтожена великим потопом. Ману заботится о рыбке, которая на самом деле является воплощением Вишну, и когда она вырастает, то спасает его от потопа, чтобы он смог заново заселить землю. Героиня Савитри, чья история рассказана в "Махабхарате", символизирует любовь, которая побеждает даже смерть. Она уговаривает Яму, повелителя смерти, освободить ее мужа от смерти.

Основные мифы

Индуистская мифология включает в себя огромное количество историй. Некоторые из них оказались особенно прочными и центральными для понимания индуизма. К ним относятся истории, рассказанные в "Махабхарате" и "Рамаяне", а также те, что описаны ниже.

Шива и жертвоприношение

В "Махабхарате" рассказывается, как Дакша, тесть Шивы, устроил церемонию жертвоприношения коня для богов. Все боги, кроме Шивы, были приглашены. Разгневанный тем, что его не пригласили, Шива напал на церемонию со своими слугами. Они бросили кровь в огонь и съели жрецов. Капля пота со лба Шивы упала на землю и образовала Болезнь, уродливую фигуру, которая напугала богов. Брахма пообещал, что Шива сможет принимать участие во всех будущих жертвоприношениях, и в ответ Шива превратил Болезнь во множество мелких недугов, доставляющих неприятности животным и людям.

Воплощение - проявление бога, духа или души в земной форме.

Первичное первоначало - существующее до появления других вещей.

Сотворение

Индуистская мифология включает в себя несколько различных историй о начале вещей, но в каждой версии акт творения на самом деле является актом упорядочивания, создания порядка из хаоса. Ведические тексты рассказывают о жертвоприношении апримальбиона, называемого Пурушей, чье расчлененное тело становится всеми элементами вселенной. Другой образ творения - оплодотворение и беременность - встречается в мифах о Праджапати, отце всех людей и животных.

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

На этой иллюстрации изображены три главных индуистских бога - Брахма, создатель жизни, Вишну, защитник жизни, и Шива, бог разрушения.

Небо и земля описываются как родители, от спаривания которых рождаются боги. Мифы о Тваштаре, второстепенном ведическом боге плотницкого дела и архитектуры, объясняют творение как акт строительства.

По мере развития индуизма и повышения значимости Тримурти возникло сложное представление о сотворении, разрушении и воссоздании Вселенной. Брахма порождает вселенную своими мыслями. Затем мир проходит через Маха-югу, или великую эпоху, которая длится 4 320 000 лет. Маха-юга состоит из четырех юг, или эпох. Каждая из них короче и безнравственнее предыдущей: от Крита-юги - золотого века Брахмы - через две промежуточные эпохи под защитой Вишну до Кали-юги - темного века Шивы.

Каждый темный век в свою очередь уступает место новому золотому веку, и цикл Маха-юги повторяется тысячу раз. Затем Шива уничтожает все живое палящим зноем и топящим потопом, и земля остается пустой, а Вишну спит. После тысячи маха-юг из пупка Вишну появляется цветок лотоса, который становится Брахмой, готовым совершить свой творческий акт заново.

Аватары Вишну

Многие мифы посвящены аватарам Вишну, воплощениям бога на земле. Наиболее распространенный список десяти аватаров начинается с Матсьи, рыбы, которая защищает Ману от потопа. Второй аватар - Курма, черепаха, которая держит на спине гору Мандара, чтобы боги могли использовать ее как весло для взбалтывания океана и получения напитка вечной жизни.

Третьим воплощением является Вараха, кабан, который появляется после того, как демон-гигант утаскивает землю на дно океана. Вараха побеждает демона и поднимает землю на своих клыках. Нарасинха, четвертый аватар, - наполовину человек и наполовину лев. Он побеждает демона, которого не может убить ни человек, ни зверь. Карлик Вамана, пятое воплощение, одерживает победу над Бали, существом, получившим власть над миром. Когда Бали дарует Вамане столько земли, сколько он может покрыть за три шага, карлик становится великаном и преодолевает небо и землю. Шестой аватар, Парашурама, владеющий топором, освобождает жрецов от господства воинов.

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Этот рисунок иллюстрирует индуистский миф о сотворении мира. Черепаха поддерживает слонов, которые держат мир, и все окружено мировым змеем.

Седьмое воплощение, Рама, - герой "Рамаяны", восьмое - бог Кришна, а девятое - Будда. Индусы верят, что Будда пришел на землю, чтобы отвлечь людей от правильного поклонения Ведам, чтобы мир пришел в упадок и был уничтожен, как того требует космический цикл. Десятый аватар, Калки, появится в конце света, чтобы возглавить его разрушение и создание нового, чистого мира.

Рождение Ганеши

Жена Шивы, Парвати, произвела на свет Ганешу - и сделала это без какой-либо помощи со стороны Шивы, согласно многим версиям. Некоторые говорят, что Шива, будучи бессмертным, не хотел иметь сына, но Парвати хотела ребенка и произвела мальчика из собственного тела. По другим версиям, Шива подарил Парвати куклу, которая от ее прикосновения волшебным образом ожила в виде младенца.

По одной из версий, Шива отрубил мальчику голову, либо потому, что Ганеша не позволил ему приблизиться к Парвати, либо потому, что Шива считал, что его сын обречен на смерть. Однако скорбь Парвати заставила его попытаться заменить голову, и в конце концов ему удалось прикрепить к телу мальчика голову слона.

Индра и змея

Легенды об уничтожении змеи или дракона встречаются во многих культурах. В индуистской мифологии одна из таких историй посвящена богу Индре и "безногому и безрукому" демону Вритре, который описывается как змея и дракон. Эта история рассказывается в Ведах и относится к тому времени, когда Индра был царем богов.

Бессмертный, способный жить вечно.

С помощью божественной молнии Индра ударил Вритру между плеч, разрубив гору, на которой лежал Вритра. Удар отделил небо от земли и землю от воды. Воды, которые содержал Вритра, хлынули наружу и принесли жизнь. Героическая победа Индры сделала его защитником всех, кто пытался преодолеть препятствия или сопротивление.

Современное наследие

Индуистские верования и мифология определяют все аспекты жизни и культуры в Индии. Они лежат в основе бесчисленных произведений искусства, от пьес о Раме, написанных в 700-х годах, до современных индийских фильмов, основанных на мифических историях. Храмы и изображения божеств встречаются повсюду. Фестивали - например, десятидневный осенний праздник в честь Рамы и его жены Ситы - поддерживают жизнь традиционных богов, героев и мифов. Даже названия мест имеют священные ассоциации. Город Калькутта, например, происходит от Калигхат, места, где когда-то проводились жертвоприношения богине Кали.

Помимо того, что индуистская мифология вдохновляла целые поколения индийских художников и мыслителей, она привлекала многих и на Западе. Ральф Уолдо Эмерсон, американский писатель 1800-х годов, написал поэму "Брахма", прославляющую бога-творца. В ту же эпоху англоязычные читатели познакомились с легендами о Савитри благодаря поэме Эдвина Арнольда "Савитри, или Любовь и смерть". В поэме немецкого писателя Гете "Бог и баядерка" (танцующая девушка) рассказывается о появлении на земле бога Шивы.

Английский композитор Густав Холст написал камерную оперу, предназначенную для пения, а не для представления, с небольшим оркестром. Эти четыре группы песен объединены под названием "Хоровые гимны". Бертрам Шапли, американский композитор, написал "Ведический гимн", также основанный на тексте из Риг-Веды, и оркестровую музыку "Рамаяна". Фильм "Махабхарата", снятый в 1989 году Жан-Клодом Каррьером и режиссером Питером Бруком, представил древний эпос современным кинозрителям.

СТАВЬТЕ ЛАЙК И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ.

И ПУСТЬ У ВАС ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!!!